КОМУ:
Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь
Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь
Совет Министров Республики Беларусь
Тема Инициированного Обращения:
О законодательных актах и персональной ответственности Президента Республики Беларусь
На основании Закона "Об обращениях граждан и юридических лиц" граждане Республики Беларусь имеют право на обращение в государственные органы путем подачи письменных, электронных или устных обращений. Это право граждан закреплено в ст. Конституции, Законе "О средствах массовой информации", Директивой Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2 "О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения" (в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 23 марта 2015 г. № 135), и других законодательных актах.
В соответствии с Гл. 24 Закона '' О конституционном производстве '' 22 июня 2015 года, за подписью гражданки Тамара Ковальчук в Конституционный Суд Республики Беларусь было направлено обращение '' О коллизии и правовой неопределенности между Указом Президента № 431 от 7 сентября 2004 г "О назначении республиканского референдума" , решениями референдумов 1996 и 2004 г.г., разделами І, ІІ, ІV, VІІІ Конституции и другими законодательными актами Республики Беларусь '', подготовленное пользователями сайта Белорусский Свободный Форум, практикующими юристами и экспертами, которые давали консультации по вопросам законодательной базы Республики Беларусь.
Несмотря на то, что Закон предусматривает точные сроки для электронного обращения, которое должно быть рассмотрено не позднее 15 дней со дня регистрации, ответ на данное Обращение пришел на 18 день и не содержал ответa по существу с тем, что оснований для возбуждения производства по делу в соответствии со статьей 158 закона "О конституционном судопроизводстве", по мнению служащего Суда , не установлено.
Мы считаем, что ответ на Обращение за подписью начальника секретариата Конституционного Суда является не обоснованным и нарушающим права граждан на получении достоверной информации, в связи с чем, через Инициированное Обращение в Совет Министров Республики Беларусь, Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь , Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь просим направить в Конституционный Суд данное Обращение для возбуждения судебного разбирательства по делу о законности Указа Президента № 431 от 7 сентября 2004 г "О назначении республиканского референдума" и персональной ответственности Лукашенко А.Г. , как представителя одной из ветвей власти, по выполнению возложенных на него обязательстваx в соответствии со ст. ст. Конституции 34, 40, 3, 7, 21, 22, 33, 59, 65, 101, 125, 137, Законом О Президенте Республики Беларусь , c предоставлением нам мотивированного и полного ответа, в письменном Определении или Решении, вынесенном Конституционным Судом по существу Инициированного Обращения, в соответствии с требованием посланий Конституционного Суда и Закона об обращении граждан, где в ст. 14. записано:
1. Письменные обращения считаются рассмотренными по существу, если решены все изложенные в них вопросы, приняты надлежащие меры по защите, обеспечению реализации, восстановлению прав, свобод и (или) законных интересов заявителей и им направлены письменные ответы.
I.
В Обращении от 22 июня 2015 года в Конституционный Суд Республики Беларусь говорилось о том, что Указ от 7 сентября 2004 г. №431 "О назначении республиканского референдума" не имеет акта о толковании указа, и не соответствует другим законам на основании которых были инициированны Президентом изменения в 81 статью Конституции о сроках полномочий Президента, а в заявление первого Президента по случаю назначения референдума от 7 октября 2004 прямо говориться о том, что " Лукашенко вероломно, в нарушение Конституции захватывает власть и до конца своей жизни хочет быть Президентом ", поэтому, мы считали, что возникшая правовая неопределенность с принятым указом, который противоречит целому ряду законов и создает коллизию в нормативно правовых актах, должна была быть устранена своевременно, иначе возникает законное основание считать, что участие в выборах 2015 года Президента Республики Беларусь Александра Григорьевича Лукашенко является незаконным.
II.
Обоснование сделанных выводов.
1. В обоснование своих доводов мы опирались на действующую Конституцию и законы, которые приняты на ее основании.
Законом, который определяет перечень вопросов, которые не могут быть вынесены на референдум Президентом, согласно статьи 78 Конституции, является Закон Республики Беларусь от 21.02.1995 № 3602-XII "О Президенте Республики Беларусь", где в абзаце 2 статьи 29 прописано, что не допускается делегирование полномочий Президенту на издание декретов, предусматривающих изменение и дополнение Конституции, ее толкование, изменение порядка выборов Президента и Парламента Республики Беларусь, ограничение конституционных прав и свобод граждан. Закон о делегировании законодательных полномочий Президенту не может разрешать ему изменение этого закона, а также предоставлять право принимать нормы, имеющие обратную силу.
Исходя из действующего законодательства, первый Президент не имел законных полномочий и основания для того, чтобы своим указом выносить на референдум 2004 года вопрос о персональном статусе и правах Лукашенко А.Г. в качестве кандидата в Президенты, и делать изменения положений Закона, предложенных на референдуме 1996 года, так как это противоречит Конституции и целому ряду законов, принятых на ее основании.
Даже если предположить, что Лукашенко А.Г. имел намерение остаться еще на один президентский срок в 2006 году и просил об этом согласие граждан на референдуме 2004 года, у него не имелось законных оснований на то, чтобы выносить на обсуждение референдума вопрос своих прав, как гражданина и, как Президента, и изменять срок своих полномочий в будущем.
Данный вывод подтверждается следующими обстоятельствами. Часть 3 статьи 124 Избирательного Кодекса (юридическая сила решения, принятого референдумом) предписывает: "Если для выполнения решения, принятого референдумом, требуется издание какого-либо правового акта, он должен быть принят в течение пяти месяцев со дня вступления в силу решения, принятого референдумом ". По результатам референдума 2004 года от 17 октября, согласно Указа Президента от 7 сентября 2004 года была изменена редакция части 1 статьи 81 Конституции, что не может считаться законным обстоятельством, т.к. сроки Указа и сроки проведения референдума имеют разницу в одни месяц. Президент не имел полномочий вносить наперед поправку к Конституции Указом Президента № 431 от 7 сентября 2004 г "О назначении республиканского референдума"
В срок, который предписан законом, в течении 5 месяцев после проведения референдума 2004 года, юридическая сила решения должна была быть закреплена законодательным органом, что сделано не было, и какого -либо нормативного акта о внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь " О Президенте Республики Беларусь "или другие законы, в данный период , не принималось. До сих пор в Избирательном Кодексе существует часть абзаца ст. 112, который запрещает выносить на референдум вопросы связанные с избранием и освобождением Президента Республики Беларусь.
Следовательно, решение референдума 2004 года должно быть признано ничтожными, т.к. оно не было закреплено официально, согласно действующего законодательства, и не может иметь юридической силы, в связи с нарушением законодательства о его проведении, и тех вопросов, которые может выносить Президент на обсуждение граждан, путем их участия в референдуме.
2. В послании Конституционного Суда Республики Беларусь 2 февраля 2005 года говорилось о том, что до настоящего времени проявляется непонимание отдельными должностными лицами важности конституционных норм, их приоритетного места в правовой системе, необходимости безукоризненного исполнения закрепленного в статье 137 Конституции правила о высшей юридической силе Основного Закона, однако более ясное определение в адрес высшего должного лица сделано не было, следовательно, остается полагать, что законодательным актом, который регулирует полномочия Президента остается Закона Республики Беларусь от 21 февраля 1995 года "О Президенте Республики Беларусь" в редакции Закона Республики Беларусь от 7 июля 1997 года, который на основе и во исполнение Конституции устанавливает правовой статус и полномочия Президента Республики Беларусь.
Статья 2. Для реализации своих полномочий Президент наделяется правами и исполняет возложенные на него высокие обязанности перед народом Республики Беларусь в формах и пределах, определенных Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом, другими законами Республики Беларусь и решениями республиканских референдумов.
Президент несет ответственность перед народом Республики Беларусь за исполнение своих обязанностей
Статья 3. Президент осуществляет свою деятельность в целях развития Республики Беларусь как унитарного демократического социального правового государства, создания условий для свободного и достойного развития личности, экономического развития государства, повышения благосостояния народа Беларуси на основе принципов равенства социальных, национальных и иных общностей перед законом, защиты прав и интересов человека, обеспечения равенства каждого перед законом.
Статья 8. Срок полномочий Президента - пять лет. Одно и то же лицо может быть Президентом не более двух сроков
Статья 10. Президент вступает в должность после принесения Присяги следующего содержания:
"Вступая в должность Президента Республики Беларусь, торжественно клянусь верно служить народу Республики Беларусь, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Республики Беларусь, свято и добросовестно исполнять возложенные на меня высокие обязанности".
Статья 16. Президент осуществляет функции Главы государства в рамках Конституции Республики Беларусь, настоящего Закона и несет ответственность за правильность и полноту их реализации перед гражданами Республики Беларусь.
Нарушения Президентом своих полмномочий.
3. Основанием для изменения сроков полномочий первого Президента, котoрые предписывают ограничения оставаться у власти на 5 лет, стал Закон Республики Беларусь от 6 октября 2006 г. № 166-З .
Этот документ свидетельствуют, что Президент изменил свое пребывание у власти себе сам на основании поправки к закону, которая была принята Палатой представителей 2 октября 2006 года и одобрена Советом Республики 5 октября 2006 года в следующей редакции:
Статья 1. Из статьи 8 Закона Республики Беларусь от 21 февраля 1995 года "О Президенте Республики Беларусь" в редакции Закона Республики Беларусь от 7 июля 1997 года (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1995 г., № 17, ст 179 ;. Ведамасці Нацыянальнага сходу Рэспублікі Беларусь, 1997 г., № 24, ст. 463) второе предложение исключить.
Указанный законопроект, который принят Парламентом, спустя почти два года после референдума, не имеет ничего общего с решением референдума 2004 года, противоречит Конституции, разделу VIII и ч. 2 ст. 101, где сказано что Закон о делегировании законодательных полномочий Президенту не может разрешать ему изменение этого закона, а также предоставлять право принимать нормы, имеющие обратную силу, поэтому действия данного Закона должны быть незамедлительно приостановлены.
4. Правовая норма, ограничивающая деятельность Президента дополнительно закреплена в Законе Республики Беларусь от 10 января 2000 года №361-З "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" где в абзаце 3 статьи 14 записано, что не допускается делегирование полномочий Президенту Республики Беларусь на издание декретов, предусматривающих изменение и дополнение Конституции Республики Беларусь, толкование ее; изменение и дополнение программных законов; утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении; изменение порядка выборов Президента и Парламента; ограничение конституционных прав и свобод граждан. Закон о делегировании законодательных полномочий Президенту Республики Беларусь не может разрешать ему изменение этого закона, а также предоставлять право принимать нормы, имеющие обратную силу.
III.
Референдумы
5. Согласно части 2 Указа №431 на республиканский референдум для голосования выносился следующий вопрос: "Разрешаете ли Вы первому Президенту Республики Беларусь Лукашенко А.Г. участвовать в качестве кандидата в Президенты Республики Беларусь в выборах Президента и принимаете ли часть первую статьи 81 Конституции Республики Беларусь в следующей редакции "Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании". Этот вопрос превышал полномочия Президента в рамках законов на изменения, и дополнения Конституции, порядка изменение выборов Президента, и принятия нормы Указа, который имел обратную силу к референдуму 1996 года.
Двусмысленная формулировка вопроса, поставленного на референдумe 2004 года не соответствует части статьи 114 Избирательного Кодекса 5, согласно которой вносимый на республиканский референдум вопрос (проект решения) должен быть сформулирован четко и ясно с тем, чтобы на него возможен был однозначный ответ.
Инициатива Президента о вынесении на референдум персонального интереса Лукашенко А.Г. и его права, как гражданина и, как Президента участвовать в качестве кандидата в выборах Президента 2006 года не закреплена ни в одном из законодательных актов Республики Беларусь, который предоставляет исключительные права для одного человека обсуждать его право участвовать в выборах путем референдума.
В ст. 112 Избирательного Кодека ясно записано, что на референдум могут выносится важнейшие вопросы государственной и общественной жизни Республики Беларусь и не могут выноситься вопросы связанные с избранием и освобождением Президента Республики Беларусь.
В статье 124 Избирательного кодекса так же сказано, что юридическая сила решения, принятого референдумом, может быть отменена или изменена только путем референдума, если иное не будет определено референдумом. Частью 3 Указа №431 Президент внес поправку в Конституцию вопреки Решению референдума 1996 года и дал предписание для изменения решения, которое было принято на референдуме 1996 года в части первой статьи 81 Конституции Республики Беларусь, где статья 81 предусматривала, что "Одно и то же лицо может быть Президентом не более сроков двух.
Эти грубые нарушения действующего законодательства остаются без внимания Конституционного Суда Республики Беларусь до сих пор и не имеют официального толкования, как незаконные действия Президента, который превысил свои полномочия, нарушив законы . В послании Конституционного Суда Республики Беларусь 1 февраля 2006 года говорится, что принципиальной особенностью действующей Конституции Республики Беларусь является наличие в ней основополагающих норм о демократии (народовластии). В пользу основного принципа государственного властвования - власть для народа, а не народ для власти, и вместе с этим мы отчетливо видим, как Президент незаконно использует состояние народа для укрепления своей власти над ним.
В законодательной инициативе Президента вопрос о том, чтобы "Принять Конституцию Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями (новая редакция Конституции Республики Беларусь) предложенную Президентом Республики Беларусь А. Г. Лукашенко" на референдуме 2004 года не поднимался! В силу действия статьи 77 Конституции "Решения, принятые референдумом, могут быть отменены или изменены только путем референдума, если иное не будет определено референдумом." В следствие чего возникает противоречие в вопросе, который был вынесен на референдум 2004 года о личном статусе и правах Лукашенко А.Г., и который не предусматривал отмены решения, которое было принято на референдуме 1996, что "Одно и то же лицо может быть Президентом не более двух сроков" в новой редакции Конституции.
Более того, ни каких веских причин для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни ''для разрешения путем референдума '' в стране не было. Предложений Палаты представителей и Совета Республики, либо предложений не менее 450 граждан тысяч, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тысяч граждан от каждой из областей и города Минска на выдвижение первого Президента Лукашенко А .Г. в качестве кандидата на выборах Президента 2006 и на проведение референдума 2004 не поступало.
Первый президент Лукашенко А.Г. сам, своим действием нарушил законы и Конституцию и вынес не рассмотрение вопрос, который не были в его компетенции. Президент нарушил Присягу перед народом - соблюдать и защищать Конституцию Республики Беларусь, ''свято и добросовестно исполнять возложенные на меня высокие обязанности ''
IV.
Нормативно-правовые акты
6. В законодательстве Республики Беларусь утверждается, что основные принципы нормотворческой деятельности осуществляется на принципах конституционности. Общими требованиями, предъявляемыми к нормативным правовым актам, является согласованность нормативного правового акта с другими нормативными правовыми актами.
В случае расхождения закона, декрета, указа или иного нормативного правового акта с Конституцией Республики Беларусь действует Конституция Республики Беларусь.
В Законе "О правовых актах Республики Беларусь" части 3 статьи 2 записано: Нормативный правовой акт – официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции нормотворческого органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, направленный на установление, изменение или прекращение действия норм права. Согласно части 1 статьи 14 Закона "О правовых актах Республики Беларусь" следует, что решение , принятое республиканским референдумом, – правовой акт, направленный на решение важнейших вопросов государственной и общественной жизни Республики Беларусь. Решения референдума не являются нормативным актом. В части 4 статьи 14 закона записано, что порядок принятия решений референдумом, в том числе вопросы, выносимые на референдум, определяются Избирательным кодексом Республики Беларусь. Согласно абзаца 3 части 2 статьи 16 закона "О правовых актах Республики Беларусь" порядок делегирования Президенту Республики Беларусь законодательных полномочий на издание декретов Палатой представителей и Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь, а также издания временных декретов определяется Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 21 февраля 1995 года «О Президенте Республики Беларусь» и Законом Республики Беларусь «О Национальном собрании Республики Беларусь».
7. Согласно абзаца 1 статьи 68 «О Национальном собрании Республики Беларусь» закон о внесении изменений и (или) дополнений в Конституцию Республики Беларусь, за исключением разделов I, II, IV, VIII, может быть принят после двух обсуждений и одобрений Национальным собранием с промежутком не менее трех месяцев. Согласно абзаца 2 статьи 68 того же закона разделы I, II, IV, VIII Конституции Республики Беларусь могут быть изменены только путем республиканского референдума. Положение о проведении референдума и вопросы , которые могут на нем выноситься определяет Избирательный Кодекс и глава 2 раздел 3 Конституции Республики Беларусь.
8. Согласно части 1 статьи 13 закона "О правовых актах Республики Беларусь": Конституция Республики Беларусь - Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений. Указ Президента Республики Беларусь - нормативный правовой акт Главы государства, издаваемый в целях реализации его полномочий. В силу требований статьи 67 данного Закона в случае коллизии между нормативными правовыми актами субъекты правоотношений обязаны руководствоваться нормой акта, обладающего более высокой юридической силой. Таким образом, коллизия преодолевается в правоприменительной практике путем использования правила определения акта, обладающего большей юридической силой.
9. В соответствии со статьей 1 Конституции Республика Беларусь является правовым государством, в котором устанавливается принцип верховенства права (часть первая статьи 7 Конституции). В Послании Конституционного Суда "О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2008 году", говорится, что законотворческая деятельность должна основываться на принципе правовой определенности, который предполагает ясность, точность, непротиворечивость, логическую согласованность правовых норм.
10. В соответствии с изложением данного Инициативного обращения следует, что проект закона о внесении изменений и (или) дополнений в Конституцию Республики Беларусь в соответствии с полномочиями Палаты представителей и Совета Республики с соблюдением требований, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь о внесении изменений и (или) дополнений в Конституцию Республики Беларусь, в канун назначения референдума 2004 года Президентом - не выносились.
Изменения в части полномочий Президента, согласно Конституции Национальным собранием Республики Беларусь в раздел III (Избирательная система Глава 2.. Референдум) статья 77 Конституции о решениях, принятых референдумом, которые могут быть отменены или изменены только путем референдума, если иное не будет определено референдумом и статьей 78 Конституции о порядке проведения республиканских и местных референдумов, а также перечень вопросов, которые не могут быть вынесены на референдум, и определяются законом Республики Беларусь Национальным собранием - не проводились.
Вывод: После принятия Указа №431 от 7 сентября 2004 г "О назначении республиканского референдума" , через шесть месяцев после официального опубликования, соответствующие изменения и дополнения в иные акты законодательства не были внесены. Применительно к рассматриваемому вопросу "О назначении республиканского референдума" изменения в Избирательный Кодекс Республики Беларусь не внесены до настоящего времени, что является недопустимым в условиях правового государства и дает право считать Указа №431 в ч.2, ч.3 недействительным.
Об ответственности первого Президента Лукашенко А.Г. перед народом Республики Беларусь
1. В имеющихся открытых источниках информации по Жалобе в Суд экс-кандидата 2010 года Костусева указывается, что назначение А.Г. Лукашенко референдумов 1995-1996гг. на основе личных указов явилось узурпацией им законодательной власти, a официального опровержения сделанному заявлению нет нигде до сих пор.
Специальная комиссия Верховного Совета XIII-го созыва по правовой оценке нарушений Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко Конституции и законов Республики Беларусь, возглавляемая Виктором Гончаром, сделала заключение о наличии в его действиях по назначению референдума в 1996 году по изменению Конституции признак преступления, ответственность за которое предусмотрена частью второй статьи 61-1 Уголовного кодекса (далее - УК) Республики Беларусь ( в редакции 1960 года): заговор с целью захвата государственной власти. Данная парламентская комиссия установила, что с 20 июля 1999 года президентство Лукашенко А.Г. утратило легитимность. Однако, в последствии решения Верховного Совета и Конституционного Суда в этом вопросе были отменены Конституционным Судом.
" Следующим шагом стало издание А.Г. Лукашенко 7 сентября 2004 года указа №431 ''О назначении республиканского референдума''. До итога его проведения были внесены изменения в Конституцию Республики Беларусь, которыми были сняты ограничения пребывания на президентском посту в два срока. Сам референдум 17 октября 2004 г. проводился с грубыми нарушениями норм избирательного законодательства и демократических принципов, изложенных в Копенгагенском документе, поддержанном Республикой Беларусь. Результаты референдума не признаны демократической общественностью Беларуси и международными организациями (Совет Европы, ПАСЕ, Европейский Союз, ОБСЕ и др.), они не имеют юридического закреплeния ни в одном законодательном акте Республики Беларусь, а следовательно рано или поздно будут признаны незаконными. В этой связи действия Лукашенко А.Г. по инициированию и проведению референдума по снятию конституционных ограничений на свое пребывание у власти подпадают под признаки преступлений, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.424 и ч.2 ст.357 УК Республики Беларусь (злоупотребление властью с целью ее удержания неконституционным путем)", говорит Костусев, который имел мандат доверия в качестве кандидата в президенты от 100000 граждан Республики Беларусь.
2. Действия Закона ''О средствах массовой информации'', который имеет целью надлежащее обеспечение конституционных прав пользователей информации, что согласуется с положением части пятой статьи 13 Конституции и не умаляет право на свободу мнений, убеждений и их свободное выражение, провозглашенное частью первой статьи 33 Конституции , не дает основания не доверять опубликованной информации по Жалобе Костусева, т.к. данные законодательные положения направлены на установление правового механизма принятия уполномоченным государственным органом необходимых мер, включая предупредительные, для осуществления защиты конституционных прав личности, в том числе на достоверную информацию, и реализации тем самым соответствующей обязанности государственных органов, предусмотренной частью второй статьи 59 Конституции. Поэтому выводы Костусева и других экс-кандидатов на должность президента имеют законные основания, чтобы с ними согласиться другим гражданам.
3. В средствах массовой информации огромное множество фактов, которые свидетельствуют о том, что на прошлых президентских выборax 2006, 2010 были попытки сфальсифицировать результаты. Из публичных заявлений Лукашенко А. Г. следует, что он лично повлиял на искажение результатов голосования, что свидетельствует об умышленном характере действий некоторых должностных лиц, включая самого Лукашенко, обозначенных им в его высказывании местоимением «мы», и подпадающих под признаки составов преступлений, предусмотренных статьями 191 и 192 Уголовного кодекса Республики Беларусь, соответственно "Воспрепятствование осуществлению избирательных прав ...", "Нарушение законодательства о выборах ...", а также статьи 426 УК Беларуси "Превышение власти или служебных полномочий" , что также не находит опровержение со стороны компетентных органов, и следовательно является основанием считать, что информация является достоверной.
4. С 1996 года ни одни выборы в Беларуси не были признаны международным сообществом. За фальсификацию итогов выборов с 2004 года глава ЦИК Лидия Ермошина стала персоной нон-грант. После выборов 2010 года, вместе с ней список пополнился еще почти двумя сотнями белорусских чиновников , которые являются невъездными в страны Евросоюза и США.
5. В результате незаконных действий при исполнении обязательств Президента Лукашенком А.Г. попраны важнейшие права граждан Беларуси - право участвовать в управлении делами государства через своих представителей, в данном случае, через законно избранного Президента Беларуси, право избирать и быть избранным - ч.1 ст. 37, ст. 38 Конституции Республики Беларусь. Трое экс-кандидатов на должность президента были вынуждены покинуть Республику Беларусь, многие из тех, кто баллотировался приговорены к разным срокам тюремного заключения и понесли наказание по надуманным предлогам. Николай Статкевич, кандидат на должность президента от сто тысячной армии избирателей, продолжает оставаться в местах лишения свободы за то, что не сумел реализовать свое право на выборах 2010 года.
6 Лукашенко А.Г. подменил значение и роль своих прав, как гражданина и как Президента, который не обладал избирательным правом принимать повторное участие в выборах 2006 года, согласно Закона о Президенте Республики Беларусь, согласно Избирательного Кодекса, и согласно части 1 Статьи 81 Конституции, в редакции Референдума 1996 года , предложенной Президентом. Первый Президент Лукашенко А.Г. игнорировал результаты предыдущего Референдума 1996 года, где им выносился вопрос 1. «Принять Конституцию Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями (новая редакция Конституции Республики Беларусь), предложенными Президентом Республики Беларусь А. Г. Лукашенко », в которой закреплены права, обязанности и ответственность Президента и сроки его пребывания у власти, он нарушил Присягу данную народу Республике Беларусь. Лукашенко продолжает систематически нарушать ст. 73. ИК на равенство прав и обязанностей кандидатов в Президенты Республики Беларусь, где сказано, что все кандидаты в Президенты Республики Беларусь, обладают равными правами и несут равные обязанности. Кандидат в Президенты Республики Беларусь не вправе использовать преимущества своего должностного положения в интересах избрания. Под использованием преимуществ должностного положения в настоящем Кодексе понимаются: привлечение лиц, находящихся в подчинении или иной служебной зависимости, для осуществления в рабочее время деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию и чем регулярно, от выборов к выборам, пользуется Лукашенко А.Г. Администрации Президента заявляет о том, что будет активно поддерживать Лукашенко, потому что "В Беларуси нет другого лидера", - говорит Александр Радьков и публично унижает достоинство других граждан в Республике Беларусь, которым не дано проявить свои лидерские качества в условиях диктатуры. РОО "Белая Русь", ставшая правой рукой Администрации Президента намерена за пять дней собрать сто тысяч подписей в поддержку выдвижения президентом Александра Лукашенко с тем, чтобы убедить избирателей, что именно Лукашенко является "национальным лидером", не забывая при этом, что выдвижение Лукашенко А .Г. является незаконным.
7. Директивой Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2 ''О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения'', ред. Указа Президента Республики Беларусь от 23 марта 2015 г. № 135 сказано: В целях повышения эффективности работы с гражданами, качества обеспечения жизнедеятельности населения, открытости государственных органов , а также дальнейшей дебюрократизации деятельности государственных органов и иных организаций:
1. Считать состояние работы с населением одним из основных критериев оценки деятельности государственных органов и организаций (далее, если не указано иное, - государственные органы). В связи с этим:при принятии решений, затрагивающих права и законные интересы граждан, неукоснительно соблюдать требования законодательства, не допускать их произвольного толкования при применении. В случае неясности или нечеткости предписаний правового акта решения должны приниматься исходя из максимального учета интересов граждан.
Между тем, только интересы Главы государcтва, челнов его семьи и близкого окружения продолжают оставаться главной заботой Президента. В государственных и не государственных СМИ практически отсутствуют публичные мнения в его адрес от других избирателей, которым закрывают доступ для обсуждения даже в он-лайн комментариях Лукашенко А.Г.; существует цензура во всех СМИ Беларуси по поводу публикаций о законности участия в выборах Лукашенко; пользователям препятствуют распространению их мнения о Лукашенко в социальных сетях, блокируют на форумах в Интернете, и тем самым, фактически начавшийся избирательный процесс по выдвижению ''национального лидера "Лукашенко освещается односторонне, через проверенных лиц, аналитиков, журналистов, блогеров, через" активность "альтернативных кандидатов и чрезвычайно положительную репрезентацию действующего президента.
8. Согласно мнения еще одного экс-кандидта в Президенты Я. Романчука в Беларуси есть «золотые» полмиллиона процветающих граждан, которых устраивает Лукашенко А.Г. У них всё хорошо. Они довольны доходами, здоровьем, личными отношениями и средой. А остальные 6,5 миллионов электората работают на то, чтобы «золотому» полумиллионнику жилось хорошо и не имеют возможности открыто выражать свое недовольство.
9. Tенденция и долговая петля на шее народа сложилась с начала 2006 по начало 2015г., когда валовой внешний долг страны увеличился в 7,8 раз. К концу первого круга президентства Лукашенко было $5,13 млрд., к концу второго круга стало $40,06 млрд. Если темпы роста сохранятся, то 2022 год мы закончим с долгом $312,5 млрд. Если ВВП Беларуси к этому времени будет $100 млрд. (в 2014г. было $76 млрд.), то валовой долг будет более 300% ВВП. При этом расходы на обслуживание валового внешнего долга Беларуси увеличились в 5,6 раз. Было $1,96 млрд., стало $11,06 млрд. Если темпы роста расходов на обслуживание долга сохранятся, то 2022 год мы закончим с суммой $61,9 млрд. или 62% ВВП. С начала 2006 по начало 2015г. госдолг Беларуси увеличился в 21,7 раз. Было $607 млн., стало $13,12 млрд. Если темпы роста госдолга сохранятся, то 2022 год мы закончим с показателем $284,7 млрд. или 280% ВВП (это примерно столько, сколько сегодня у Греции). Расходы на обслуживание внешнего госдолга с 2006 по начало 2015г. увеличились в 37,8 раз. Было $135 млн., стало $5,1 млрд. Если темпы роста расходов на обслуживание госдолга сохранятся, то 2022 год мы закончим с суммой $192,8 млрд. или 193% ВВП.
10. Эти цифры, представленные экономистами, абсолютно не смущают тех, кто живет за счет народа и считает Лукашенко А.Г. "национальным лидером" и "национальным героем , бросивших страну в пропасть долговых обязательств и безысходного существования. Это преступление перед белорусским народом оправдывается независимостью государства, которое оказалось в долговой яме по вине Лукашенко и его необузданной страсти быть президентом пожизненно. Информация о состоянии дел в Республике Беларусь искажается, материалы докладов о коррупции в органах власти утаиваются от широкой общественности, растет безработица, долги государства, другие проблемы. Вместе с этим государственные СМИ осуществляют манипулирование сознанием людей, оказывают давление на избирателей значимостью "национального лидера" в международном масштабе, не заменимостью личности Президента внутри страны . Режим Лукашенко проводит компанию по запугиванию, подавлению и устрашению гражданской активности, направленную непосредственно на изменение и создание общественного мнения , которое выгодно представителям власти Лукашенко и ему самому
11. В решении Конституционного Суда от 19 декабря 2014 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь« О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О средствах массовой информации» указано, что информационные ресурсы, размещенные в глобальной компьютерной сети Интернет, занимают значительное место в общем объеме распространяемой массовой информации. Распространение проверяемым Законом на такие ресурсы и их владельцев действия Закона «О средствах массовой информации» имеет целью надлежащее обеспечение конституционных прав пользователей информации, что согласуется с положением части пятой статьи 13 Конституции и не умаляет право на свободу мнений, убеждений и их свободное выражение, провозглашенное частью первой статьи 33 Конституции. Данные законодательные положения направлены на установление правового механизма принятия уполномоченным государственным органом необходимых мер, включая предупредительные, для осуществления защиты конституционных прав личности, в том числе на достоверную информацию, и реализации тем самым соответствующей обязанности государственных органов, предусмотренной частью второй статьи 59 Конституции.
Поэтому руководствуясь данным посланием, на основании получаемой информации и информации доступной в свободном поиске Интернета мы просим предстaвителей всех действующих ветвей власти Республики Беларусь:
1. оказать сдерживание и противовес деятельности первого Президента Лукашенко А.Г. в его желании баллотироваться на очередной срок в должности Главы государcтва и обеспечить равные права для участия в выборах для всех потенциальных кандидатов на должность президента Республики Беларусь, ограничив возможность продления срока пребывания на государственной службе по профессиональными и деловыми качествами и соответствию критериям, предусмотренным в ст. ст. 39 Конституции.
2. дать правовую оценку действиям первого Президента Лукашенко А.Г. в связи с его явным пренебрежением к законом и Конституции Pеспублики Беларусь, направленным на сохранения Республики Беларусь, как демократического социального правового государства, в котором человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства.
3. обратить oсобое внимание всех ветвей власти, в том числе Конституционный Суд на необходимости выполнения такого требования верховенства права, как обеспечение равенства всех перед законом, причем не только формального, но и реального, в том числе и для первого Президента Лукашенко А.Г.
В своем Инициативном обращении Конституционный Суд черeз представителей власти мы выражаем свою обеспокоенность получившим широкое распространение в обществе правовым нигилизмом, когда правосознание формируется не на основе принципа уважения законов, а на политической конъюнктуре, на страхе и слепом повиновении власти Президента.
Мы считаем, что в Республике Беларусь сложилась опасная ситуация, при которой предпочтение отдается не законности, а целесообразности принимаемых Президентом решений при укоренении правового нигилизма, отсутствия высокой правовой культуры общества, прежде всего, правовой культуры должностных лиц независимо от занимаемого ими положения.