Обращение для внесения в Конституционный суд предложения о проверке конституционности акта
Через Кого
Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь
Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь
Совет Министров Республики Беларусь
КОМУ:
Конституционный Суд Республики Беларусь
Заявитель: xxxxxx
Издатель акта, который подлежит проверке:
Президент Республики Беларусь
Инициативное обращение для проверки конституционности и признания 2 и 3 части Указа №431 несоответствующими Конституции Республики Беларусь
1. Указ Президента Республики Беларусь от 7 сентября 2004 г. № 431 О назначении республиканского референдума
в части 2. Вынести на республиканский референдум для принятия решения следующий вопрос: "Разрешаете ли Вы первому Президенту Республики Беларусь Лукашенко А.Г. участвовать в качестве кандидата в Президенты Республики Беларусь в выборах Президента и принимаете ли часть первую статьи 81 Конституции Республики Беларусь в следующей редакции: "Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. "?"
в части 3. Решение, принятое республиканским референдумом, вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования, имеет обязательную силу и является неотъемлемой частью Конституции Республики Беларусь.
Номер регистрации 1/5825 в Национальном реестр правовых актов Республики Беларусь от 09.09.2004. Опубликован в газете «Советская Белоруссия» 8 сентября 2004 г.
Согласно ст.15 о Национальном собрании Республики Беларусь в палатаx Национального собрания вопрос о проведении республиканского референдума до издания Указа Президента №431 от 7 сентября 2004 года не рассматривался, из чего следует, что у первого Президента Лукашенко А.Г. не было оснований выносить вопрос о своих полномочияx на республиканский референдум, так как это противоречит принципам демократичности, гласности, разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, верховенства права и законности, приоритета общепризнанных принципов международного права, равенства граждан перед законом, уважения их прав и законных интересов, свободного обсуждения и принятия решений участия граждан в решении и обсуждении вопросов государственной жизни, принятых в белорусском законодательстве.
Положение Указ от 7 сентября 2004 г. №431 "О назначении республиканского референдума" не имеет акта о толковании документа и других официальных разъяснений, которые могли бы дать объяснение в том, каким законодательным нормам соответствует положение в ч. 2, ч. 3 Указа №431 на основании которых были инициированы изменения в 81 статью Конституции о сроках полномочий Президента.
В заявление первого Президента по случаю назначения референдума от 7 октября 2004 им прямо говориться о том, что "Лукашенко вероломно, в нарушение Конституции захватывает власть и до конца своей жизни хочет быть Президентом", что стало свершившимся обстоятельством на выборах 2006 и 2010 года, в противоречии к Конституции и законам, которые приняты на ее основании.
Положением, которое определяет перечень вопросов, которые не являются компетенцией Президентa, согласно статьи 78 Конституции, является Закон Республики Беларусь от 21.02.1995 № 3602-XII "О Президенте Республики Беларусь", где в абзаце 2 статьи 29 записано, что не допускается делегирование полномочий Президенту на издание декретов, предусматривающих изменение и дополнение Конституции, ее толкование, изменение порядка выборов Президента и Парламента Республики Беларусь, ограничение конституционных прав и свобод граждан. Закон о делегировании законодательных полномочий Президенту не может разрешать ему изменение этого закона, а также предоставлять право принимать нормы, имеющие обратную силу.
Правовая норма, которая ограничивает деятельность Президента по созданию актов дополнительно закреплена в Законе Республики Беларусь от 10 января 2000 года №361-З "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" где в абзаце 3 статьи 14 записано, что не допускается делегирование полномочий Президенту Республики Беларусь на издание декретов, предусматривающих изменение и дополнение Конституции Республики Беларусь, толкование ее; изменение и дополнение программных законов; утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении; изменение порядка выборов Президента и Парламента; ограничение конституционных прав и свобод граждан. Закон о делегировании законодательных полномочий Президенту Республики Беларусь не может разрешать ему изменение этого закона, а также предоставлять право принимать нормы, имеющие обратную силу.
Следовательно, исходя из действующего законодательства, первый Президент не имел законных полномочий и основания для того, чтобы своим указом выносить на референдум 2004 года вопрос о персональном статусе и правах Лукашенко А.Г. в качестве кандидата в Президенты, и делать изменения положений основного Закона, предложенных на референдуме 1996 года, так как это противоречит Конституции и целому ряду других законов, принятых на ее основании.
В понятия, видах и цели референдума, согласно ст. 111 избирательного Кодекса записано, что референдум является способом принятия гражданами Республики Беларусь решений по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни. В целях референдума важнейшим вопросам для государственной и общественной жизни права Лукашенко А.Г. не записаны. Предложений Палаты представителей и Совета Республики, либо предложений не менее 450 тысяч граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тысяч граждан от каждой из областей и города Минска на выдвижение первого Президента Лукашенко А .Г. в качестве кандидата на выборах Президента 2006, путем решения референдумом и на проведение референдума 2004 не поступало.
Избирательный Кодексе в 3 абзаце ст. 112, о том какие вопросы не могут выносится на республиканский референдум, предписывает запрещение выносить на референдум вопросы связанные с избранием и освобождением Президента Республики Беларусь.
Первый Президент Лукашенко А.Г. своим действием о вынесении на референдум вопроса персонального статуса и изменения Конституции превысил свои полномочия.
Полномочия Главы государства для вынесения на референдум обсуждение интереса Лукашенко А.Г. и его права, как гражданина и, как Президента участвовать в качестве кандидата на выборах Президента 2006 года не закреплено ни в одном из законодательных актов Республики Беларусь, который предоставляeт исключительные права для гражданина или должного лица и наделяeт его правом участвовать кандидатом на выборах Президента путем референдума.
Согласно белорусского законодательства , чтобы стать кандидатом на выборах президента, инициативная группа за выдвижение кандидата должна официально собрать ему подписи. Право и сроки выдвижения кандидатов в Президент Республики Беларусь, согласно ст 60 Избирательного Кодекса осуществляется путем выдвижения кандидата гражданами Республики Беларусь при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей. Выдвижение кандидатов в Президенты Республики Беларусь начинается за 80 дней и заканчивается за 50 дней до выборов.
Согласно части 2 Указа №431 на республиканский референдум для голосования Президентом выносились следующие вопросы в двух предложениях:
1. "Разрешаете ли Вы первому Президенту Республики Беларусь Лукашенко А.Г. участвовать в качестве кандидата в Президенты Республики Беларусь в выборах Президента и принимаете ли часть первую статьи 81 Конституции Республики Беларусь в следующей редакции "Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании."
2. "?"
Эти вопросы превышали полномочия Президента в рамках законов на изменения, и дополнения Конституции, порядка изменение выборов Президента, и принятия нормы Указа, который имел обратную силу к референдуму 1996 года. Двусмысленная формулировка вопроса, поставленного на референдумe 2004 года не соответствует части 5 статьи 114 Избирательного Кодекса, согласно которой вносимый на республиканский референдум вопрос (проект решения) должен быть сформулирован четко и ясно с тем, чтобы на него возможен был однозначный ответ.
В законодательной инициативе Президента, согласно Указа №431 о проведении республиканского референдума предложение о том, чтобы "Принять Конституцию Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями (новая редакция Конституции Республики Беларусь) предложенную с изменениями Президентом Республики Беларусь А. Г. Лукашенко" для обсуждения на референдуме 2004 года не выдвигалась.
В силу действия статьи 77 Конституции решения, принятые референдумом, могут быть отменены или изменены только путем референдума, если иное не будет определено референдумом, что в его Указе №431 оговорено не было. В следствие чего возникает противоречие в вопросе, который был вынесен на референдум 2004 года о личном статусе и правах Лукашенко А.Г., и который не предусматривал отмены решения, которое было принято на референдуме 1996, что "Одно и то же лицо может быть Президентом не более двух сроков" в новой редакции и с изменением Конституции, предложенной на референдуме 2004 года.
В статье 124 Избирательного кодекса также сказано, что юридическая сила решения, принятого референдумом, может быть отменена или изменена только путем референдума, если иное не будет определено референдумом. Президент Лукашенко А.Г. ч. 3 Указа №431 внес поправку в Конституцию вопреки предыдущему решению референдума 1996 года, и сделав предписание для изменения решения, которое было принято на референдуме 1996 года в части первой статьи 81 Конституции Республики Беларусь, где предусматривалось, что "Одно и то же лицо может быть Президентом не более двух сроков ".
Следовательно, исходя из действующего законодательства, первый Президент не только не имел законных полномочий и основания для того, чтобы своим указом выносить на референдум 2004 года вопрос о персональном статусе и правах Лукашенко А.Г. в качестве кандидата в Президенты, но и вносить изменения положений Конституции, предложенной на референдуме 1996 года.
Данный вывод подтверждается следующими обстоятельствами. Часть 3 статьи 124 Избирательного Кодекса (юридическая сила решения, принятого референдумом) предписывает: "Если для выполнения решения, принятого референдумом, требуется издание какого-либо правового акта, он должен быть принят в течение пяти месяцев со дня вступления в силу решения, принятого референдумом ".
По результатам референдума 2004 года от 17 октября, согласно ч.3. Указа Президента от 7 сентября 2004 года была изменена редакция части 1 статьи 81 Конституции, что не может считаться законным обстоятельством, т.к. сроки Указа и сроки проведения референдума имеют разницу в одни месяц.
Президент не имел полномочий вносить наперед поправку к Конституции Указом Президента № 431 от 7 сентября 2004 г "О назначении республиканского референдума". В срок, который предписан законом, в течении 5 месяцев после проведения референдума 2004 года, юридическая сила решения референдума должна была быть закреплена документом, принятым законодательным органом, что своевременно сделано не было.
Нормативно-правового акта о внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь О Президенте Республики Беларусь или другие законы, который бы изменял положение в законодательстве в период 2004-2005 года, не принималось.
Референдум удовлетворил любопытство в том, что принимает избиратель часть первую статьи 81 Конституции Республики Беларусь в редакции "Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании'' или нет.
Решение, принятое республиканским референдумом, могло вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования , но оно не имеет обязательную силу и не является неотъемлемой частью Конституции Республики Беларусь, так ни каких изменений и дополнений в нее по вопросом обсуждаемым референдумом не предусмотрено.
Следовательно, издание Указа № 431 от 7 сентября 2004 г в ч.2, ч.3 и решение референдума 2004 года должно быть признано ничтожными, т.к. оно не было закреплено официально, согласно действующего законодательства, и не может иметь юридической силы, в связи с нарушением законодательства о проведении республиканского референдума, и тех вопросов, которые может выносить Президент на обсуждение граждан, путем участия в референдуме.
Согласно ч.2 ст.32 Закона о Президенте Республики Беларусь декреты Президента или их отдельные нормы, полностью или в части расходящиеся с законом, которым предоставлены полномочия на их издание, не имеют юридической силы.
Ввиду принятого Указа № 431 от 7 сентября 2004 г в ч.2, ч.3 нарушена ч.2. Ст 66. Кандидаты, избираемые на государственные должности, участвуют в выборах на равных основаниях; ст. 69. Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит общественным объединениям, трудовым коллективам и гражданам в соответствии с законом; ст. 78. Порядок проведения республиканских и местных референдумов, а также перечень вопросов, которые не могут быть вынесены на референдум, определяются законом Республики Беларусь; раздел VIII. Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения.
На основании изложенного, в соответствии со статьей 40 Конституции Республики Беларусь, ст. ст. 3, 114, 29, 118 Закона О конституционном судопроизводстве
ПРОШУ:
Признать не соответствующим Конституции Республики Беларусь, разделу VIII, обжалуемые части 2,3 нормативно- правового акта Указа №431, которые не могут быть использованы для законного участия Лукашенко Александра Григорьевича в качестве выдвигаемого кандидата на должность Президента Республики Беларусь на выборах 2015 года, по результатам проведенного референдума 2004 года.
Подпись, е-адрес для ответа
Отредактировано POLITICO (16 июля 12:38 pm)