Как-то тихо, незаметно для широкой общественности старший сын Александра Лукашенко Виктор был включен в состав Совета безопасности Беларуси и стал, по сути, одним из самых влиятельных силовиков страны
В 31 год в состав Совета безопасности еще никто не входил!
А было это так... Лукашенко до смерти напугался во время нефтегазового кризиса, что может быть отстранен от власти. Понятное дело, что ни Наумова, ни Сидорского, ни Петкевич, ни Шеймана, как многие говорят, он не то что не рассматривает как своих преемников, а вообще их даже не предполагает. Они для него - просто должности. По своей натуре Александр Лукашенко чем-то похож на Сталина - не доверяет никому, даже самым близким людям. Ему кажется, что его везде окружают враги, а, если и друзья, то готовые в любой момент предать. А сын не предаст, потому что это родная кровь. Здесь они повязаны не чужой кровью, как многие другие силовики, а своей, родственной.
Время, чтобы А.Лукашенко подписал соответствующий Указ было выбрано не случайно - в разгар нефтегазовой войны с Россией. С одной стороны - это была демонстрация России того факта, что смены белорусского курса не будет, поскольку за ним будет стоять сын, который всегда сможет подхватить стяг Батьки, с другой - меньше толков-перетолков, когда на первый план выходит нефтегазовая проблема.
Таким образом, в Совбезе появились уже два помощника президента, два Виктора - Главный смотрящий общака семьи Лукашенко - Шейман и Лукашенко. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, кто из них ближе "к телу", хотя в Законе о борьбе с коррупцией есть отдельная статья, посвященная совместной государственной службе родственников, где прописано:
"Прохождение государственной службы лицами, состоящими в браке или находящимимися в отношениях близкого родства или свойства не допускаются, если их служебная деятельность связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Лицо, принятое на государственную службу в нарушение требования, установленного частью первой настоящей статьи, с его согласия подлежит переводу на должность, исключающую такую подчиненность или подконтрольность, а при невозможности перевода или отказе от него - освобождению от занимаемой должности в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь. Руководители государственных органов и иных государственных организаций, допустившие нарушение требований, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, несут ответственность в соответствиии с законодательными актами Республики Беларусь"
Понятно, что ни Петр Миклашевский, ни Владимир Наумов, ни председатель Конституционного суда и пальцем не пошевелят, чтобы найти "нарушения" в том, как Александр Лукашенко назначил помощником своего сына. А поэтому обратимся к персоне самого Виктора.
Как все начиналось?
Учился на трояки в школе, ничем не выделялся. В то время, когда папа в 1994 году был избран первым президентом страны, юный Витя только начинал учебу в ВНУ на факультете международных отношений. Но уже тогда, в отличии от своего младшего брата Дмитрия, отличался ярой приверженностью к отцовской политике. После окончания университета Александр Лукашенко отправляет сына в армию -- это был своеобразный пиар-ход для дальнейшей карьеры сына. После окончания ВУЗа и службы офицером в погранвойсках не избежал временного "звезданутого раздолбайства": беспрестанно кутил в дорогих кабаках, ввязался в ряд стрёмных историй. Но всё-таки достаточно быстро повзрослел.
Организаторский опыт Виктора папа раскрывал в НПО "Агат", где Виктор возглавлял внешнеэкономический отдел, который был специально создан для "звездного" отпрыска. Но после того, как Беларусь привлекла к себе пристальное внимание, как активный игрок на мировом рынке вооружения и стабильно вошла в десятку крупнейших поставщиков вооружения, было решено перевести сына на более скрытую должность.
Секретным указом Александр Лукашенко назначил сына своим советником с окладом около 1700 долларов (плюс премиальные). На новой должности Виктор Александрович рьяно взялся за исполнение новых обязанностей, часть из которых ему была знакома по службе при штабе пограничных войск в Минске, чтобы обеспечить "стабильность" правления батьки. Его "предписания" и служебные инструкции были замечены во многих белорусских структурах, которые ранее именовались "правоохранительными", а теперь с большой долей вероятности можно назвать "семейными" или "телохранительными".
Следует напомнить, что в последние году президентства Бориса Ельцина Лукашенко активно критиковал его по поводу "преклонного возраста" и "излишней семейственности". Очевидно, что это были высказывания, которые Александр Лукашенко не хотел озвучивать, но неприязненное отношение с Татьяной Дьяченко, не пускало его в столь желанный "семейный круг". И вот через несколько лет Лукашенко получил возможность сформировать свой собственный семейный клан".
Работа в Министерстве иностранных дел, на государственном научно-производственном объединени "Агат" (предприятие, подчиненное Государственному военно-промышленному комитету) закончилась тем, что в 2005 году Виктор становится помощником президента по вопросам национальной безопасности. И тут же в недрах оперативных служб Беларуси стали просходить реформы.
"Виктор Шейман и Геннадий Невыглас сразу же были отодвинуты в сторону, -- рассказываетпредставитель одной из силовых структур. -Всем начал заправлять майор Виктор Лукашенко, хотя всем было понятно, что он еще пацан. Но очень опасный пацан. Виктор присутствовал практически на всех открытых и закрытых совещаниях с руководством спецслужб, силовых и правоохранительных органов, входил практически во все группы, которые сопрождали Лукашенко-старшего во время его поездок. При этом сын на заседаловках никогда не выступал, просто сидел и что-то постоянно конспектировал. И, когда по личному распоряжению Александра Лукашенко разделили оперативно-техническую службу, созданную еще Шейманом, оперативное управление отдали в ведение Службы безопасности, а оперативно-техническая часть отошла к Виктору. Под его же крыло перешла и служба ОСАМ -- еще одна спецслужба. Штаб по сбору информации, выработке решений и проведению карательных операций в отношении оппозиции".
И, облечённый доверием отца, быстро вышел на позиции фактически второго лица в стране. Не секрет, что ещё недавно в окружении Лукашенко-старшего было немало людей, работавших "на сторону", пытавшихся использовать Батьку в своих криминально-политических целях. Виктор стал тараном, очищающим властное пространство. Тараном жёстким и энергичным. Став помощником президента по национальной безопасности (в 2005-м) и членом Совбеза (в 2007-м), к настоящему времени он установил полный контроль над местным КГБ и - частичный - над МВД, создал новую мощную силовую структуру - Оперативно-аналитический центр из офицеров-пограничников и военных контрразведчиков. Лукашенко-младший курирует основную часть пропрезидентских общественно-политических движений ("Белая Русь", Аграрная партия, Белорусская патриотическая партия и др.). Его прямым ставленником и другом является помощник президента по идеологии Всеволод Янчевский, когда-то возглавлявший Белорусский патриотический союз молодёжи (любопытно, что замом Янчевского в БПСМ одно время был лидер "национал-сталинистской" группы "Красные звёзды" Владимир Селиванов); к деятельности БПСМ приложил руку и сам Виктор.
За заслуги перед отечеством, в лице отца, после которых в январе 2007 года 31 летний Виктор Лукашенко был введен в состав Совета безопасности, сразу произошло несколько кадровых рокировок, в результате которых на первые роли выдвинулись молодые чиновники. Так, начальником Службы безопасности президента стал 36 летний Андрей Втюрин, а командовать погранвойсками было доверено 39 летнему Игорю Рачковскому.
Президент не просто доверяет молодым друзьям сына, но и по-отечески о них заботится, не забывая одаривать воинскими званиями: полковника Рачковского, например, повысили до генерал-майора, а подполковнику Втюрину дали погоны полковника без каих бы то нибыло особых заслуг перед отечеством.
Виктор Лукашенко стал не просто советником президента по вопросам национальной безопасности, но и постепенно подчинил себе Совет безопасности, и взял на контроль все силовыми министерствами и информационные ведомства. Все это время Александр Лукашенко примерял не только своего старшего сына в разных должностях, но и сформировал под него новую «репрессивную команду» и отодвинул от власти своих старых фаворитов, которые исчерпали квоту его доверия и теперь просто путаются под ногами у молодых волков.
Благодаря старшему сыну белорусского президента Александра Лукашенко, Виктору, и ротации кадров они практически полностью "истребили" Главное управление МВД Беларуси по борьбе с коррупцией и экономическими преступлениями, которое последние годы возбуждало уголовные дела против многих высокопоставленных чиновников из окружения белорусского президента, таким способом завершив "войну", которую КГБ вели против МВД.
Надо отметить, что сначала союзником Виктора Лукашенко выступал министр внутренних дел Наумов, который когда-то возглавлял службу безопасности президента и хорошо знал его детей. При помощи Наумова Виктор Лукашенко свалил самого могущественного чиновника Белоруссии после президента - руководителя Совета безопасности Виктора Шеймана. Потом - одиозного председателя КГБ Степана Сухоренко. Список объектов среди влиятельных силовиков, попавших под горячую руку "молодого Вити", велик: были арестованы заместитель председателя погранкомитета генерал-майор Евгений Комарницкий, начальник департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Анатолий Громович, а потом и начальник следствия Геннадий Гапоненко; в КГБ - начальник Управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией полковник Михаил Михолап и начальник Управления по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом полковник Александр Метелица, таким образом кадровый состав КГБ почти полностью изменился. Председателем комитета стал Вадим Зайцев - близкий друг Виктора Лукашенко, с которым он служил в погранвойсках. На ключевые посты в КГБ были назначены молодые соратники сына президента.
В конце 2008 года указом президента были упразднены сразу три структуры, которые составляли костяк политического сыска в стране: Управление по защите государственного строя и общественной безопасности в Генеральной прокуратуре, Управление по борьбе с коррупцией в высших эшелонах власти (тоже было создано в Генпрокуратуре), а также Государственный центр безопасности информации. Вместо них создали Оперативно-аналитический центр при президенте. Это новая спецслужба, которая полностью подчиняется сыну президента Беларуси. Ее руководителем назначен бывший начальник военной контрразведки погранвойск полковник Валерий Вакульчик.
Сейчас пограничники из отряда Лукашенков- главные люди в Беларуси. Ранее Вакульчик служил в спецотряде погранвойск ОСАМ и хорошо знаком с помощником президента по национальной безопасности Виктором Лукашенко. Штат новой структуры сформирован из абсолютно новых людей. Это бывшие сотрудники региональных управлений КГБ, серьезный переток кадров был зафиксирован из погранвойск, а также из военной контрразведки. Почуяв власть, сослуживцы младшего Лукашенко долгое время враждовали с союзниками из МВД в борьбе с ветеранами белорусского КГБ стали врагами. Министр внутренних дел сильно сопротивлялся давлению Виктора Лукашенко, надеясь на защиту президента. МВД, по старой привычке, продолжало разоблачать коррупционеров в КГБ, но времена изменились и в ход пошли другие средства.
И теперь, никогда и никакой, пусть даже самый верный соратник, не будет ближе сына для Лукашенко, который не просто поддержал сына, но и передал в его руки управление всеми силовыми службами. Чтобы понять, как работает система достаточно привести такой пример. В марте 2009 года КГБ провел масштабные следственные действия в одном из районов Беларуси. Чекисты охотились на людей в милицейских погонах. Было установлено, что заместитель министра МВД Ермаков вместе с начальником ОБЭП Жлобинского РОВД Леонидом Миненковым любят поохотиться в окрестностях Жлобина. Для поиска компромата на милицейских чинов в Жлобин прибыла бригада КГБ во главе с замом председателя КГБ Иваном Тертелей, которому, кстати, в феврале 2010-го было присвоено звание генерала. Стремительно, в течение нескольких дней чекисты провели большое число обысков, задержаний, допросов и прочих спецмероприятий, собирая материалы об охоте офицеров МВД. В ответ министр внутренних дел Наумов послал в Жлобин свою спецгруппу - офицеров из центрального аппарата и Гомельского УВД. Они за сутки собрали показания пострадавших от действий следователей КГБ.
Но чекисты умело распорядились "делом о браконьерах". Они все слили в независимую прессу. В Беларуси где годами уничтожают независимые СМИ, где журналисты приравнены к потенциальным врагам государства, именно благодаря независимой прессе, которая существует чуть ли не в подполье, КГБ победил в войне с милицейским ведомством. Со всеми материалами, вооруженный копиями гневных публикаций, на доклад к президенту пошел Виктор Лукашенко. Все знают Александра Лукашенко как настоящего защитника животных, так что реакция была ожидаемой - президент дал отмашку на строгое наказание милиционеров, остальное было делом техники. Глава МВД подал в отставку, значительная часть сотрудников, связанных с антикоррупционными делами, уволилась, приближенный к главе МВД капитан Вячеслав Дудкин сбежал в Россию, остальных через год, в конце февраля 2010-го, осудили по разным статьям.
Таким образом , КГБ в Беларуси победил в напряженной войне с МВД. "Охотничье дело" - это финал масштабной войны между КГБ и МВД, которая длилась в Беларуси около двух лет. Генерал Наумов уехал в Москву на заработки. В чистом выигрыше оказался только Оперативно-аналитический центр, который курирует Виктор Лукашенко. Но на подходе оказался еще один приговор по делу бывшего начальника Главного управления оперативно-разыскной деятельности МВД полковника Ивана Шишло. Поэтому, одновременно с вынесением приговора милиционерам президент Беларуси присвоил заместителю председателя КГБ Ивану Тертелю, начальнику управления военной контрразведки Алексею Захарову и бывшему начальнику УКГБ по Брестской области Игорю Бахматову звания генералов.
Несмотря на непродолжительную историю новой спецслужбы ОАЦ , многих ее сотрудников уже наградили высокими правительственными наградами и постоянно расширяется сфера их деятельности и влияния на общество и осуществляется 100% контроль над интернетом в целях обеспеченья информационной защиты и безопасности старшего главы государства. Конкуренция между силовыми структурами, которая существует в любом государстве была разгромлена передачей управления силовыми структурами правой руке Лукашенко старшего и отныне вся эффективность работы спецслужб и МВД , стала гарантией того, что теперь ни какой силовой министр не выйдет из-под контроля и не наломает дров, а будет верно исполнять свой долг на благо семьи.
Война между КГБ и МВД, которая приобрела небывалый размах, стоила карьеры нескольким генералам с обеих сторон и обернулась длительными тюремными сроками для большого числа начальников как в КГБ, так и в МВД закончилась на выборах 2010 года
Президент Лукашенко утвердил новый порядок, при котором право на арест подозреваемых получают руководители КГБ, МВД и Госконтроля и таким образом добавил еще одно ведомство для своей правой руки, сына Виктора, на усиления контроля и давления над всеми провластными структурами, которые находятся в руках Совет безопасности, а точнее в руках Виктора Лукашенко: СпецСлужба ОАЦ Лукашенко
Дела оружейные
С приходом в безопасность Виктора белорусские власти резко увеличивают объемы закупок оружия, которое в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) продают через семью Лукашенко по внутрироссийским ценам. В 2008 году пакет заказов на приобретение российского вооружения и военной техники увеличился в три раза. В прессе сообщалось, что Россия поставит Беларуси новейшие зенитные ракетные системы (ЗРС) С-400 в рамках развития единой региональной системы ПВО. Отметим также, что израильские СМИ со ссылкой на источник в Кремле заявляли, что белорусские власти будут продавать «Искандеры» Ирану и Сирии, за сбытом которых назначен следит Советник президента по национальной безопасности Виктор Лукашенко, Премьер-министр Сергей Сидорский, Госсекретарь Совета Безопасности Беларуси Юрий Жадобин и Госсекретарь «союзного государства» Павел Бородин
С-400 «Триумф» предназначена для уничтожения летательных аппаратов, в том числе выполненных с использованием технологии «стелс», а также крылатых и оперативно-тактических ракет на дальности до 400 км. По оценкам специалистов, характеристики С- 400 «Триумф» превосходят все имеющиеся в мире аналоги.
О том, куда и как шло смертоносное оружие - отдельная история!