Шеймана всегда окружали ореол таинственности, супер-важности и атмосфера страха
Сослуживцы никогда между собой не называли Шеймана по имени, всегда только Тигром. Шейман - хищник, объясняют они теперь. Поначалу его даже звали Шерханом, поскольку это было созвучно с фамилией, да и внешне он чем-то напоминал персонажа известного мультика про Маугли, и в чертах его лица есть что-то кошачье.
Он никогда не давал интервью, умело пользуясь советом «Молчи - сойдешь за умного». Это сейчас понятно, что молчание объяснялось его внутренними комплексами и неразвитостью ума, но очень долго ему удавалось это скрывать. Президент поручал ему самые важные дела и тень Лукашенко лежала на Шеймане. Человек №2 в Беларуси. Мало кто знает, что Виктора Шеймана часто сравнивали с Гиммлером при Гитлере и по формальным признакам, и по личностным характеристикам. «Тигр» и внешне похож на на рейхcфюрера СС - руководителя самой страшной спецслужбы «третьего рейха».
Годами, особенно после устранения Ивана Титенкова, все самые серьезные вопросы, в том числе и по бизнесу, в Беларуси решали только Лукашенко и Шейман. Влияние последнего трудно было переоценить. За возможность встречи с ним, говорят, платили большие деньги. В МВД есть данные на людей, которые приторговывали связями с Шейманом. Но еще больше было мошенников - «племянников», «двоюродных братьев» - бравшихся решать вопросы с главой Совбеза. Пересажали их в Беларуси немало.
Сумел Шейман протоптать дорожку и в Москву. Ему приписывают теплые и тесные отношения с вице-премьером России Сергеем Ивановым, Сергеем Степашиным, Русланом Аушевым и другими политиками и чиновниками рангом ниже.
«Тигр» всегда позиционировал себя как боевой генерал, человек военный по манерам, по стилю разговора и даже по строгости одежды. Всегда вел себя очень уверенно, властно, у него специфический характерный низкий голос. Говорил мало, но четко и емко, а когда кого-то отчитывал, то у седых генералов реально тряслись руки. Знающие его люди рассказывают, что у Шеймана сильная энергетика.
Шейман - настоящий фанат работы, в этом было даже что-то нездоровое. Очень редко он устраивал себе выходные, очень часто оставался на работе до глубокой ночи, нередко даже ночевал на работе или уезжал домой поспать только на несколько часов. От такого режима работы особенно страдали работники Генпрокуратуры и Администрации президента, когда он там руководил.
Он сидел в кабинете, но большую часть основной работы Тигра всегда выполняли его доверенные люди, те три суперсекретных спецподразделения, которые он создал. Они по-разному назывались, формально иногда были в различных ведомствах, хотя всегда двигались своеобразным хвостом за Тигром по ступенькам его карьеры. Только он всегда был их реальным руководителем со времени их создания и до того момента, как появился ОАЦ.
У Шеймана был свой «тигр» - Виктор Новельский, самый близкий и доверенный человек, профессиональный чекист советской закалки. Еще в 1994 году Лукашенко им одновременно присвоил звания генералов. Новельский формально был заместителем, советником и кем-то там еще, но всегда 1994-2008 г.г. исключительно он - единственная правая рука Шеймана, куратор секретных спецподразделений и исполнитель особых поручений. Чекисты его звали «Сароман» по аналогии с благообразным седовласым стариком из фильма «Властелин колец». Рассказывают о нем с трепетом, отмечают невероятно изворотливый и подвижный ум. В случае каких-либо противоречий по конкретным спецоперациям или уголовным делам между секретными структурами Шеймана и официальными органами - прокуратурой, МВД, КГБ или разведкой Минобороны - в абсолютном большинстве случаев всегда определяющей была позиция Шеймана. Так продолжалось годами!
То, чем занимались «секретные специалисты» в погонах в Управлении по защите государственного строя Совбеза (в простонародье - «черная сотня», хотя численность их составляла не менее 200 сотрудников) и в Государственном центре безопасности информации, можно только догадываться. Нет никаких сомнений, что следили они за всеми без санкций и без прикрытия МВД или КГБ. Потом, кстати, министру Наумову передали распечатки его телефонных переговоров, которые записывали оперативники «черной сотни». У этих тайных сотрудников «черной сотни» был целый секретный объект: бывший детский садик в Минске с охраной по периметру, огромными техническими возможностями и т.д.. Сейчас на этом суперобъекте полноправно разместился ОАЦ.
Платил Шейман своим людям хорошо. Зарплаты, говорят, у него были в среднем раза в 2 выше, чем по системе МВД или КГБ. Формально он откомандировывал сотрудников КГБ, МВД и Минобороны в свои структуры, но уже совершенно с другими зарплатами, потолками званий и другими привилегиями. Должностной оклад даже у самого простого «специалиста» (так у них назывались должности) был как у замначальника Главка МВД или КГБ, плюс премии и прочие бонусы. Нужно заметить, что сейчас такая же система поощрения создана в ОАЦе, чуть выше зарплаты только в Службе безопасности президента.
Шейман любил поиграть в разведку. Он скрупулезно подходил к анализу информации (несмотря на невероятный объем) и подготовке документов, часто сидел и сам редактировал иногда по 10 раз. Шейман очень многое брал на себя, все серьезные вопросы и дела лично контролировал до мелочей. Учитывая объем его задач, не трудно представить, что у него в приемной всегда находилась толпа народа, люди часами и днями ждали аудиенции и часто уходили ни с чем. Иногда даже его заместители неделями не могли попасть к нему на прием, он просто не считал нужным их принимать.
Кроме Лукашенко Шейман вообще никого не воспринимал, все остальные чиновники для него были подозрительным антуражем власти. Рассказывают, как потел глава администрации Урал Латыпов при общении с Шейманом. Когда у Шеймана был день рождения, то в приемной вообще творилось что-то невероятное, всемогущего Тигра спешили поздравить и жук, и жаба, но он принимал далеко не всех с поздравлениями, а только тех, кого считал нужным. Остальные оставляли подарки помощникам и уходили с тяжелыми мыслями.
В целом же команду Шеймана нельзя назвать сильной. Было пару исключений - тот же Новельский. Остальные больше напоминали идиотов, почти все - выходцы из КГБ и армии, часто с афганским прошлым, которым он доверял. Характерный пример - Степан Сухоренко, которого Шейман еще в середине 90-х г.г. пригласил в Совбез и вырастил от рядового офицера до генерал-лейтенанта и председателя КГБ. Ну, действительно, трудно найти более анекдотичный персонаж. Многие годы официальным командиром «черной сотни» был полковник Владимир Ткаченко, который в 2006 году погиб в ДТП в Минске. Говорили - несчастный случай, может быть это и так, мы сейчас проверить это не в состоянии.
Отличительным признаком Шеймана, по характеристикам знающих его людей, является отсутствие любых правил и принципов при достижении поставленных целей и задач. О соблюдении законности и говорить не уместно. Он не останавливался ни перед чем, его люди брали в оборот жен, родных и друзей «нужных» людей. Долгое время это приносило желаемый эффект и «под колпаком» у Шеймана находилось абсолютное большинство белорусского истеблишмента, которым он внушал откровенный ужас, тем более, со своей кровавой репутацией. Не случайно именно Шейману мировое сообщество приписывает организация «эскадронов смерти» и похищение известных белорусов.
Долгое время ему удавалось переигрывать всех своих недоброжелателей: сначала был устранен главный конкурент - Иван Титенков, потом - пытавшиеся разобраться в похищениях людей Олег Божелко и Владимир Мацкевич, далее - не особо управляемый Леонид Ерин, потом - мутный Урал Латыпов. Следующим в этой очереди оказался явный антагонист Анатолий Тозик и многие другие высокопоставленные чиновники Беларуси, не хотевшие поддаться влиянию и покровительству Виктора Владимировича.
Все это было до тех пор, пока на место «рейхсфюрера СС» не стал претендовать повзрослевший Виктор Александрович Лукашенко со своей «сворой». Это сейчас они часто от головокружения ведут себя как молодые бараны, а в борьбе с Шейманом проявили сноровку как молодые волки. Первую медвежью услугу Шейману оказал упомянутый выше Степан Сухоренко, которому Шейман поручил разобраться с подозреваемым в коррупции Зеноном Ломатем. Но молодчики из КГБ под руководством начальника отдела Совбеза не придумали ничего другого, как просто избить деда, чем вызвало сильное раздражение президента. Мы уже писали о том, что продал Сухоренко один из его заместителей, который принес Наумову запись избиения. Тот сразу же отнес ее президенту и, конечно, увидев валявшегося на полу и кричащего от боли старика, пришел в ярость и приказал уничтожить зарвавшихся чекистов.
В борьбе с Шейманом объединились Макей, Виктор Лукашенко и Наумов. Они убеждают Лукашенко, что подчиненные Шейману секретные спецподразделения в Совбезе и Генпрокуратуре работают неэффективно, и предлагают создать новую структуру - Оперативно-аналитический центр при Президенте. Однако курировать его работу будет уже не Шейман, а более ответственный и «профессиональный» человек - сам Виктор Александрович, в преданности которого Лукашенко трудно усомниться. И Шейман в апрель 2008 г. остался с десятком служащих Совета безопасности, который тут же превращается в обычную канцелярию правоохранительных органов.
Одновременно Наумов начинает заваливать президента докладами с компроматом на Шеймана. У того начались скандалы в семье. Он ушел от первой жены к молодой женщине. Сразу же взяли в оборот эту девушку с большими доходами. Ее телефон поставили на прослушку и быстро нарыли материал на серию разоблачительных докладов. Президент поручает разобраться и доложить, Наумов проводит официальную проверку, выводы для Шеймана также не утешительные, однако привлекать его или его молодую жену к уголовной ответственности Лукашенко все же запрещает.
Последней точкой стал взрыв на праздновании Дня Независимости в июле 2008 года. По этому взрыву до сих пор очень много неясного, и неизвестно, когда всё прояснится, но то, что у силовиков версия о причастности Шеймана к организации этого террористического акта была основной - это факт.
Шеймана считают очень состоятельным человеком. Наверное, завидуют. Он же долгие годы покровительствовал Пефтиеву, торговцу белорусским оружием. В Беларуси многие годы было только 4 спецэкспортера оружия, имевшие соответствующие лицензии Совбеза: это «Белтехэкспорт» (Пефтиев), «Белспецвенштехника» (Колесников), «Белвнешпромсервис» (Андрон) и «Беларусьинторг» (Громик). В 2002-2003 г.г., когда Шейман был Генпрокурором, начались уголовное преследование (возбуждение дел, аресты и т.д.) под эгидой прокуратуры в отношении трех из четырех спецэкспортеров. Трясли всех, кроме «Белтехэкспорта».
Может быть, это случайное совпадение?
В конечном итоге, в тюрьму на длительные сроки попали гендиректор «Белвнешпромсервиса» Андрон (получил 12 лет), гендиректор «Беларусьинторг» Громик, его заместитель Губский и советник Фалько ( получили от 4 до 6 лет), руководящие должностные лица «Белвнешспецтехники», а гендиректор этого спецпредприятия Иван Колесников во время командировки на Кубу выпал с балкона высокого этажа отеля и разбился насмерть. Не тронули только Владимира Пефтиева и «Белтехэкспортом». Хотя и он, говорят, долго не приезжал в Минск. «Беларусьинторг» вообще закрыли, «Белвнешпромсервис» занимается только продукцией двойного назначения, но не оружием, «Белспецвнештехника» после гибели босса также серьезно утратила позиции на рынке
То, что явный победитель в этом гонке, самый богатый человек Беларуси Владимир Пефтиев в какой-то момент предал Шеймана и резко переметнулся к Виктору Лукашенко, это уже совсем другая история… Воровской общак Лукашенко-Управление делами президента
Отредактировано Минск Беларусь (7 апреля 05:12 am)