Варвара Романович
В процессе моего короткого общения с Павлом Виноградовым более полугода назад, он упрекнул меня в пустом критиканстве и отсутствии конкретных предложений. В ответ я конкретно посоветовала лично ему освоить для начала какую книжку по основам маркетинга и неагрессивных продаж. Судя по его обращению к Анонимусу, книжка освоена не была. Чтобы несколько самой реабилитироваться за претензии, позволю себе по возможности коротенько изложить свои размышления по поводу некоторых аспектов эффективности действий оппозиции в современной ситуации в РБ, если исходить из того, что её деятельность действительно направлена на борьбу с режимом.
Для успешной политической агитации необходимо четко определить группу людей («целевую аудиторию»), которую нужно привлечь на свою сторону, и исходя из этого строить агитационную программу.
В наших реалиях я бы для удобства разделила местное население РБ («пришлых» не рассматриваем) очень условно на 3 части:
1. Сторонники режима.
2. Противники режима.
3. Приспосабливающиеся.
Каждую часть можно разделить опять же условно на 2 группы:
1. Сторонников режима:
1а. «Приспосабленцы», та часть, которая с этого режима и ситуации в стране имеет определенные дивиденты. Для этой группы реальная существующая материальная выгода важнее всяких эфемерных понятий типа «свобода», «совесть», «законность» и т. д., то едва ли какой агитацией их можно отвратить от пособничества или лояльности. Они изменят свое потребительское отношение только когда их отлучат от «кормушки».
1б. «Верующие». Обычно недалёкие люди, не способные отвлеченно мыслить и анализировать . Один раз поверили «чэстнаму» Лукашенко и любую информацию, идущую в разрез с их верой, не воспринимают и реагируют частенько очень агрессивно.
2. Противники режима:
2а. «Профессиональные оппозиционеры». Их немного. И ведут они себя в этом качестве частенько несколько странно. Но об этом – позже.
2б. «Протестный электорат». Состоит из социально активных людей, желающих изменений в стране и готовых что-то для этого сделать реально. Основа формирующегося гражданского общества. Это они пришли на Плошчу и участвовали в молчаливых акциях.
3. «Приспосабливающиеся» :
3а. «Пофигисты» (они же «быдло», «болото», «лохтурат»). Им все пофиг, даже собственная жизнь в понятии её качества. Считают себя народом, хотя являются населением. Уверены в своем большинстве. Собственную недалекость и пассивность объясняют житейской мудростью, «простотой» и т. д. За мелочь сожгут соседа, но против сильнейшего не попрут – «а можа, так и трэба?». Корень всех их несчастий – плохой начальник, даже если он просто заставляет их отрабатывать их же з/п. Но при всей ненависти к начальнику они безропотно выполнят любое его распоряжение, даже если это – открыть вентиль в газовой камере. Если им за это еще и заплатят, офигеют от собственной значимости и удачливости. Но при этом нужно помнить, что им свойственно кусать руку дающего, как только она оскудеет.
3б. «Памяркоуныя». Очень аморфная и разноплановая группа, которая отличается от «пофигистов» уже пониманием того, что в стране что-то не так и надо что-то делать, но делать в гражданском смысле ничего не планируют, кроме как на выборах проголосовать. Их больше заботит огород и скидки в магазинах, потому как рассчитывают в первую очередь на себя и не хотят терять то, что есть. Впрочем, проголосовать могут и за Лукашенко, хотя с ним и не согласны, но просто потому, что иного кандидата не знают и для получения инфы делать ничего не будут. К режиму в целом лояльны.
С частями 1 и 2 и группой 3а, в принципе, все понятно – их против режима агитировать не нужно, потому как одних агитировать бесполезно, а другие уже «против». Поэтому задачей любой оппозиции, действительно нацеленной на свержение режима при благоприятных условиях, является «раскачать» многочисленную группу 3б, создать гражданское общество, зачатками которого является основная часть «протестных», а задачей конкретного политика – привлечь максимальную часть этого общества свою сторону. Это и есть - целевая аудитория.
Разумеется, подход к группам «протестных» и «памяркоуных» должен быть разным. И тут разумно исходить из правила: «дай человеку то, что он хочет, и он даст тебе то, что хочешь ты», а не обижаться и ругать пассивного Анонимуса. Почему «протестный» не выражает явным действием поддержку оппозиции? Потому что: а) нет доверия, б) страшно, в) бесполезно. Почему «памяркоуный» отгородился от социальной активности? Потому что: а) нет доверия, б) страшно, в) бесполезно, г) «не припекло». Так вот, когда «припечет», то часть может перейти в «пофигисты» и вымещать свою злобу на ближних и слабых, поэтому изначально необходимо задать им правильное направление.
Оппозиция себя изрядно скомпрометировала. Это наглядно видно по отсутствию повышения у неё рейтинга, не смотря на падение рейтинга у нынешнего президента. Её не безосновательно обвиняют в сотрудничестве с режимом. С 2010 года общество серьезно изменилось. Лояльных режиму из соответствующих групп стало меньше. Это можно понять хотя бы по разговорам в очередях: если раньше любой бред по ТВ воспринимали позитивно, то теперь – со злостью или насмешками. Впрочем, после репрессий 2011 года разговоры поутихли, но это не значит, что молчащий согласен. Поэтому реальной оппозиции нужно проводить ребрендинг и заниматься работой с людьми, а не показухой и говорильней. А точнее – ликвидировать те причины, которые я обозначила выше.
Зерно может прорасти только на влажной почве. Для того, чтобы человек захотел действовать, его нужно заинтересовать, но для начала – привлечь внимание. Что для этого нужно?
а) Ликвидировать недоверие.
Реальная оппозиция – это не враги народа и не секта. И чтобы у «памяркоуных» возникла лояльность, нужна грамотная PR-кампания. И тут я должна признать грамотность ходов Гайдукевича-младшего, как бы он сам не был лично мне противен. Что он сделал? Пока Лебедьки-Некляевы делают публичные политические заявления, не интересные основной массе людей по причине своей бессмысленности, он развернул очень грамотную PR-кампанию по привлечению к себе симпатий «памяркоуных» и части той части «протестных», которые не особо понимают в нюансах политических партий и движений. Посмотрите на него: он говорит о насущных общественных проблемах, о тех же беларуских гастарбайтерах в России, о местных инвалидах. .. т. е. о нем формируется мнение как о человеке, который интересуется людьми, а не красуется перед камерами в своей тусовке. Молодец!
б) Ликвидировать опасения.
Разве этично призывать народ участвовать в активных формах протеста, если этот самый народ в первую очередь за свою активность и пострадает? Это, мягко говоря, «подстава». Про то, что оппозиция не обеспечивает безопасность своим сторонникам, я уже писала. «Кровавое воскресенье» - лучшее доказательство их организационной несостоятельности. И если в нашей стране для оппозиционного политика очередная порция репрессий в виде штрафа или тех же 15 суток – «издержки профессии», то для рядового участника – серьезное испытание, способное сломать жизнь не известно за что. Поэтому вместо того, чтобы в очередной раз призывать народ куда-то, лучше разработать стратегию ненасильственного скрытого сопротивления режиму, доступное и понятное каждому. То же бойкотирование государственных банков или продукции «кошельков» Лукашенко. Те же грамотные «отмазки» от участия в проявлениях государственного мракобесия в актах гражданского неповиновения .
в) Показать результативность работы.
Какой смысл звать народ на митинг, который для расшатывания режимных устоев не имеет никакого значения? Если Лукашенко не интересует мнение несогласных, выраженное в форме митингов и пикетов, то стоит ли тратить на это силы? Это все равно, что с дробовиком на слона идти – дробь раздражает, но ущерба не наносит. Возникает мысль о том, что эти акции - показуха. Для кого и зачем – опустим. Или работа оппозиции только в этом и заключается? Переговоры в ЕС…. Пока там есть лоббисты-подельники Лукашенко, эффекта тоже не будет. Очередной акт мышиной возни. И тут каждая партия должна определить для себя, с чем реально она может выйти к народу, если это ей действительно нужно.
Почему бы членам партий и движений не оказывать профессиональную поддержку тем же независимым профсоюзам, борющимся с произволом на конкретных предприятиях? Пусть в частном порядке, если слово «оппозиционер» воспринимается некоторыми «памяркоуными» почти как ругательство. Почему бы той же ОГП, раз в её названии есть слово «гражданская», а в рядах есть грамотные специалисты, не проявляться в разных общественно-гражданских начинаниях, например, в вопросах противостояния реализации той же китайской экспансии в ущерб интересам белорусских граждан? Потом же это можно использовать для реализации п. а), только с большой деликатностью.
Все эти меры, на мой взгляд, позволят добиться в обществе лояльности к делу реальной оппозиции.
И еще: мне вспомнилось известное выражение «Человечество выжило потому, что смеялось». Нельзя бояться того, над кем смеёшься. А страх в обществе после репрессий 2011 года – достаточно актуальная тема. Почему нет анекдотов про Лукашенко? Возможно потому, что он сам – ходячий злой анекдот. И тут мне на ум пришел такой вид искусства, как карикатура. Грамотная карикатура на нашу действительность эффективнее листовки в деле агитации «памяркоуных». «Памяркоуны» покосится на оппозиционную акцию или какую инсталляцию и просто выбросит брошенную в его почтовый ящик листовку по причине неинтересности для его повседневной жизни этой информации и временной затратности на её освоение. Но грамотная карикатура с коротким хлёстким текстом тем и хороша, что для её освоения часто хватает одного взгляда. При этом смысл этой карикатуры должен касаться каждого обывателя! Согласитесь, что разбрасывание карикатур по почтовым ящикам или расклеивание их на тех же остановках общественного транспорта –дело более безопасное, чем флеш-мобы с раздачей борщав центре города, а пассивного зрителя в данном случае нельзя привлечь за хулиганство или участие в несанкционированной акции. А почва тем временем увлажнится.
Спасибо тем, кто осилил.)))