Знакомьтесь:
Николай Викторович СТАТКЕВИЧ, подполковник запаса, координатор «Европейской коалиции». Родился 12 августа 1956 года в д. Лядно Слуцкого района Минской области в учительской семье. Окончил Минское высшее инженерное зенитно-ракетное училище ПВО, затем адъюнктуру, докторантуру. Кандидат технических наук, специалист по системам управления. Создатель и руководитель (1991 - 1995 гг.) Белорусского объединения военных. Знак зодиака - Лев. Увлекается туризмом. Любит читать, особенно нравятся произведения Андрея Платонова. Любимый цвет - синий. Любимый кинофильм - «Пролетая над гнездом кукушки». Из праздников любит Рождество, а полакомиться предпочитает драниками.
Что для Вас политика? Зачем Вы этим занимаетесь?
- Этот вопрос я постоянно себе сам задаю. У нас ведь если ты не занимаешься политикой, то она занимается тобой. В конце концов политика занимается всеми нами. Мы уже осознаем, что именно от нее зависит то, как мы живем.
У меня есть чувство ответственности, надеюсь, есть и понимание, как этим заниматься. Ведь политикой я стал заниматься еще в советское время, когда я, подполковник Советской Армии, выступил по радио и на площади и призвал солдат и офицеров белорусского военного округа не выполнять команды ГКЧП. Было возбуждено уголовное дело по расстрельной статье «измена Родине» за подрыв обороноспособности.
Вероятно, я отношусь к тем 5% активных членов общества, которые нужны обществу, чтобы его не затоптали, не превратили в скот.
Может быть, дело в наследственности. Мне история моей семьи известна с 15-го столетия благодаря тому, что, когда в 19 веке прадеды должны были подтвердить себя уже в российском дворянстве, они подавали родословную. Род Статкевичей в 16 и особенно 17 столетии был широко известен. К нему принадлежали воеводы, сенаторы, знаменитые полководцы. Это был в то время один из двух православных шляхетный родов. Но после 17 века ситуация изменилась: чтобы продолжать государственную службу, надо было принять католичество. Мои предки всегда строили церкви, монастыри, например, Свято-Петропавловская церковь на Немиге, Кутеинский монастырь в Орше. И для них вопрос веры был очень важной частью самоидентификации. Отказавшись отречься от своей веры, они вначале потеряли политическое влияние, а затем и экономическое благополучие, ведь рождались дети, земля между ними делилась, а за службу и подвиги наделов уже никто не получал. Потихоньку род превратился в мелкую застенковую шляхту.
С 1582 года часть рода оказалась на Случчине. А перед этим родовое имение было на Брестчине, между Несвижем и Барановичами находилось имение Стачкевичи.
Так что, наверное, мой интерес к политике и чувство собственного достоинства, ответственности передались от предков.
- Как кандидат в президенты на что Вы надеетесь, ввязываясь в это, как показывает практика, безнадежное дело?
- Я считаю, что именно мне-то и есть на что надеяться, потому что это моя третья попытка. Две предыдущие - накануне 2001 и 2006 годов - оканчивались накануне выборов: сразу возникало уголовное дело, как правило, за демонстрацию.
Например, перед выборами 2006 года, когда в 2005 году Европейская коалиция и Народная Грамада в том числе выдвинули меня кандидатом, власти вспомнили об абсолютно спокойной и мирной демонстрации 2004 года, которая прошла после референдума, позволившего президенту баллотироваться бесконечное количество раз.
Мы не были согласны с результатами по Минску, озвученными избиркомом, потому что им противоречили опросы на избирательных участках. Тогда я организовал акцию протеста, в которой участвовало тысяч 5 человек. Они в одном месте перешли проспект. Ссылаясь на статью Уголовного кодекса, мол, демонстранты в течение 5 минут препятствовали движению личного автотранспорта, меня осудили на 2 года ограничения свободы, так называемой «химии».
Читать полностью: http://www.b-g.by/ru/29/society/1850/