Почему выдвижение кандидатам в Президенты Саткевича будет законным, а Лукашенко - незаконным
Николай Статкевич отбывает наказание 1 ст. 293 УК Республики Беларусь (организация массовых беспорядков) и многие думают, что его выдвижение кандидатом в Президенты является незаконным, но это не так, и чтобы развеять все ваши сомнения, для начала, давайте обратимся к основному Закону- Конституции Республики Беларусь.
Действующая Конституция Республики Беларусь 1994 года является главным, основным законом государства. На ее основе формируется вся система текущего законодательства. Третий раздел "Избирательная система. Референдум" закрепляет основные принципы избирательной системы. В статье 65, записано, что выборы являются свободными: избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать, а подготовка и проведение выборов проводятся открыто и гласно. А статья 66 утверждает , что выборы являются равными: избиратели имеют равное количество голосов. Кандидаты, избираемые на государственные должности, участвуют в выборах на равных основаниях. Проведение выборов обеспечивают избирательные комиссии, если иное не предусмотрено Конституцией, а порядок проведения выборов определяется законами Республики Беларусь, говорится в статье 71.
В статье 80 КОНСТИТУЦИИ установлено, что "Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами."
Избирательным кодексом Республики Беларусь 11 февраля 2000 г. № 370-З в статье 4, установлено всеобщее избирательное право и право на участие в референдуме.
"Выборы Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов и референдум являются всеобщими: право избирать, участвовать в референдуме имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет. В выборах, референдуме не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. В голосовании не принимают участия лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения – содержание под стражей." Поэтому те лица, которые находятся в местах лишения свободы или те против кого избрана мера пресечения в виде содержания под стражей не могут участвовать в голосовании и ставить свои подписи за выдвижение кандидатов.
Статья 57 ИК определяет требования, предъявляемые к кандидатам в Президенты Республики Беларусь и в ней сказано:
Президентом Республики Беларусь может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами.
Избирательное право гражданина Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами закреплено в статье 38 Конституции, где говорится, что граждане Республики Беларусь имеют право свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании. Статья 39 подтвержает , что граждане Республики Беларусь в соответствии со своими способностями, профессиональной подготовкой имеют право равного доступа к любым должностям в государственных органах. Более того, в статье 58 Конституции говориться, что "Никто не может быть понужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и ее законами, либо к отказу от своих прав."
Кандидаты на должность Президента выдвигаются гражданами Республики Беларусь при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей.
Право и сроки выдвижения кандидатов в Президенты Республики Беларусь, определяет Статья 60
Выдвижение кандидатов в Президенты Республики Беларусь начинается за 80 дней и заканчивается за 50 дней до выборов.
Кандидатами в Президенты Республики Беларусь, в депутаты не могут быть выдвинуты граждане, не имеющие права в соответствии с законодательством Республики Беларусь занимать должности в государственных органах и иных государственных организациях в связи с наличием судимости...
Наличие судимости, в частности, для отказа в приеме на государственную службу подп. 1.10-1 ст. 33 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. «О государственной службе в Республике Беларусь» оговорено, что на государственную службу не принимаются граждане, имеющие неснятую или непогашенную судимость. В соответствии с законодательством права граждан , которые могут быть выдвинуты кандидатами в Президенты Республики Беларусь и не могут занимать должности в государственных органах, и иных государственных организациях в связи с наличием судимости определяется этим Законом, но там не сказано, что статья УК, по которой Статкевич отбывает наказание является основанием для ограничения!
Запрещается прием на работу, связанную с материальной ответственностью, лиц, ранее судимых за хищение, взяточничество и иные корыстные преступления, если судимость не снята и не погашена в установленном порядке (ст. 348 Трудового кодекса Республики Беларусь). Не может быть принято на работу лицо, лишенное приговором суда права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, на эти должности или для этой деятельности в течение назначенного судом срока. Статья 51 Уголовного кодекса Республики Беларусь предусматривает такой вид наказания, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Этот вид наказания лишает осужденного права в течение установленного приговором срока занимать должности, связанные с осуществлением определенных обязанностей или полномочий, либо заниматься определенной деятельностью. Указанное наказание назначается в зависимости от характера и тяжести совершенного преступления на срок от одного года до пяти лет. В приговоре суда должно быть указано, какие конкретно должности и на какой срок нельзя занимать осужденному.
Согласно ст. 32 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь администрация организации при назначении лицу наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью обязана:
-не позднее трех дней после получения копии приговора суда и извещения уголовно-исполнительной инспекции освободить осужденного от должности или от занятия тем видом деятельности, права на занятие которой он лишен;
-внести в трудовую книжку осужденного запись о том, на каком основании, на какой срок и какие должности он лишен права занимать или какого рода деятельностью лишен права заниматься;
-направить в уголовно-исполнительную инспекцию сообщение о выполнении предписаний приговора.
Уголовно-исполнительная инспекция при исполнении данного вида наказания ведет учет осужденных; контролирует соблюдение осужденным предусмотренного приговором суда запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; проверяет выполнение предписаний приговора администрацией предприятий, учреждений, организаций по месту работы осужденного, а также органами, которые обязаны аннулировать разрешение на занятие соответствующим видом деятельности, запрещенной для осужденного.
В приговоре Статкевича нет таких оснований для отказа, следовательно: голосовать он не может, а избираться при наличии 100000 подписей - 100%
Лукашенко , наоборот, может голосовать, но не может избираться, потому что он не имеет еще одного решения референдума , чтобы быть КАНДИДАТОМ для еще одного срока президентства. В 2004 году он просился для следующих выборов стать КАНДИДАТОМ. И два положенных срока по Конституции 1994 он уже отмотал.
И если Лукашенко хочет идти в Президенты еще по одному кругу, пусть вначале докажет в Конституционном Суде, что у него есть право быть КАНДИДАТОМ НА ВЫБОРАХ 2015 года.
Посмотрим, что скажет Конституционный Суд Республики Беларусь