Этого не исключает Иннокентий Плюснин, автор книги “Остановим чернобыльский радиационный геноцид белорусского народа?!”. Он настаивает на компенсации экономического ущерба, нанесенного катастрофой здоровью белорусов.
Более 15 лет Иннокентий Плюснин собирал информацию и анализировал научные исследования о последствиях чернобыльской катастрофы для Беларуси и возможных путях преодоления этой трагедии. Результат – в книге, напечатанной за деньги оппозиционных белорусский партий в соседней России. Автор убежден, что ни одна типография в Беларуси не посмела бы издать такой труд. Особенно сейчас, когда вопрос о строительстве собственной атомной станции уже решен: «Чтобы издать в Беларуси не могло быть и речи, потому что кига носит явно политческий характер, где белорусская власть, высшее руководство критикуется нещадным образом на основании фактов, которые есть».
Какие факты и какие исследования позволяют автору заявлять о чернобыльском геноциде белорусского народа?
«Ситуация в стране со здоровьем населения сверхкритическая. Вот посмотрите на цифры. Наша республика после Чернобыля потеряла 600 тысяч жителей. Это же громадная цифра! В 1999 году был международный семинар по ситуации в Беларуси, в котором принимали участие очень многие видные ученые различных стран. Один из выводов таков: если те тенденции, которые есть в стране, не изменить, то через сто лет исчезнет последний житель Беларуси».
Нахимичили? Заплатите!
По мнению Иннокентия Плюснина, единственный путь к спасению белорусского народа - добиться компенсации экономического ущерба за последствия Чернобыля. Без денег здоровье нации не поправить.
Какой должна быть сумма компенсации, сегодня не знает никто. Как полагает Иннокентий Плюснин, потому что: «Ни в стране, ни в мире нет достоверной методики, как же считать экономический ущерб. Эта проблема очень и очень сложная».
В 1996 году ученые подсчитали, что для Беларуси общий ущерб от аварии на Чернобыльской АЭС составил 235 млрд. долларов. А ущерб здоровью населения – порядка 2 млрд. долларов. Иннокентий Плюснин убежден, что данные эти занижены:
«В конечном счете, полтора доллара в год ущерб для одного белоруса за полученную дозу облучения и ожидаемую. А по моим грубым подсчетам, в среднем порядка 300 тысяч долларов. То есть порядка 3 трлн. долларов для теперешнего поколения белорусов».
Свою правоту автор книги пытался доказать в кабинетах власти: «Спрашиваю, почему у нас с вами расхождение в тысячу раз. Почему у вас в тысячу раз занижен результат. Они говорят: «А где мы возьмем средства?». Это же абсолютная несуразица. Получается, чем тяжелее воздействие отрицательное на здоровье, тем меньше при такой логике величина
экономического ущерба рассчитанная».
С кого взыскивать ущерб?
Плюснин считает, что не только с России, которая как правопреемник СССР является одним из потенциальных ответчиков. Расплачиваться за Чернобыль должны и ведущие страны, которые владели атомными электростанциями и принимали участие в разработке Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб.
Автор книги предлагает создать международную комиссию под эгидой ООН по оценке тяжести чернобыльских последствий для Беларуси. Когда эксперты придут к определенным выводам, международному сообществу предстоит разработать методику оценки ущерба. И только потом через Генеральную ассамблею или Совет безопасности ООН следует обратиться в международный суд. Он должен дать консультативное заключение о том, как будут компенсировать ущерб Беларуси.
На круглый стол в управе Белорусского народного фронта, где обсуждались данные, собранные Иннокентием Плюсниным, были приглашены чиновники. Но ни одно из ведомств не прислало своих представителей.