В сентябре 2007 эксперты Rough&Polished заинтересовались информацией о введении в эксплуатацию крупнейшего завода, производящего ювелирные алмазы на территории США
Согласно сведениям, производственные мощности предприятия позволят выпускать десятки тысяч искусственных алмазов ежегодно. Специалисты сошлись во мнении, что этот завод, принадлежащий компании “Gemesis Corporation” (Флорида, Сарасота), в своем производстве использует технологию БАРС, изученную еще в СССР. Также после начала производства в СМИ появлялись сообщения о ювелирных фирмах, предлагающих коллекции изделий с использованием ограненных синтетических алмазов. Такие компании, как Cultured Diamond Company, Pintura Diamonds анонсировали выпуск коллекций ювелирных изделий с использованием синтетических бриллиантов. Объемы продаж компаний, использовавших синтетические бриллианты в своей продукции, не обнародованы ни на официальных сайтах в сети, ни в печатных изданиях, ни на телевидении.
Рынок БАРС
Основатель данной компании “Gemesis” Картер Кларк привлек специалистов в области синтеза алмазов из Беларуси, а также приобрел три производственных аппарата “Барс” для синтеза кристаллов за 170,000 у.е. В 1998 г. иммигрировавшие в США бывшие руководители предприятия «Адамас БГУ» Патрин Н.С., Качалов В.В., Новиков А.П., Горбань Ю.Л. были приглашены организовать производство в Gemesis. В 1998 году технология БАРС впервые была передана заграницу специалистами Беларуси– специалистам из США. Впоследствии ее также смогли получить Испания, Бельгия и другие страны, что не дало возможности следить за ее развитием
По данным обзора парка аппаратов БАРС мировых производителей:
1.Компания Адамас (Минск) — 120 шт. (+ около 100 шт. в стадии сборки).
2.Компания Gemesis(США) – 100 шт.
3.Институт Монокристаллов (Испания) — 6 шт.
4.Новогема (Новосибирск, Россия) — 5 шт.
6.Высший Алмазный Совет (Бельгия) — 1 шт.
7.Оставшиеся производители — до 10 шт.
История БАРС
Разработка БАРС была исследована в Сибирском отделении АН в Институте геофизики и геологии с 1989 по 1991 год. Развал СССР, произошедший в 90-х годах, не позволил завершить проект. Не имея достаточных средств на доработку и промышленное внедрение технологии БАРС, сотрудники Института геофизики и геологии решили обратиться за помощью к Промстройбанку СССР. Результатом договоренностей стал перенос места разработки проекта в Беларусь в город Минск, где в качества партнера и инвестора выступал Белорусский коммерческий акционерный строительно-промышленный банк, который являлся дочерним предприятием Промстройбанка.
Белорусский банк в 1990 году стал учредителем созданной для доработки БАРСа научно-технической организации “Адамас”. На протяжении трех лет этим предприятием проводились испытательные работы, итогом которых стал положительный результат возможности изготовления искусственных алмазов. Для его внедрения в практику в 1994 году создается новое предприятие “Алмазот”. Его организаторами выступили НПО “Монокристалл С”, НИИ “Адамас”, компания “Эбилит”, ПКФ “Имеп” и компания “Седтраф”.
РУП “Адамас БГУ” являлось правопреемником основанного в 90-х годах XX века НПУП “Адамас”
В 1999 году по материалам проверки Комитетом госконтроля Беларуси условий выдачи Белпромстройбанком кредита на пять миллионов долларов “Адамасу” на строительство завода по выращиванию синтетических алмазов в поселке Атолино под Минском было возбуждено уголовное дело. Тогда же об “Адамасе”, являющемся режимным предприятием, стали говорить публично.
Начало производства алмазов приходится на 2000 год, на тот момент в работе было 43 производственные установки. Также было установлено 120 аппаратов для синтеза алмазов, тем самым, возвращены валютные средства в размере 3,4 млн. у.е., а также реализованы мероприятия по модернизации технологии и увеличению производственной мощности предприятия.
На сегодня “Адамас БГУ” - один из пяти крупнейших производителей синтетических бриллиантов в Европе. На предприятии находится 120 аппаратов системы БАРС. Эти импровизированные вулканы под давлением 50 тысяч атмосфер при температуре более 1500 градусов за трое суток превращают обычный графит в алмаз, приближая его на шаг к абсолютному совершенству.
На данный момент предприятие вышло на уровень среднемесячного производства в объеме 750 карат синтетических алмазов. Аппараты способны не только выращивать алмазы, но и существенно улучшать качественные характеристики природных и синтетических алмазов, прежде всего цвет. По своим физико-химическим свойствам выращиваемый монокристалл ничем не отличается от алмаза, выросшего в недрах земли.
В среднем за неделю на производстве “рождалось” около 100 белорусских алмазов. Половина из них отправлялась в азиатские страны. Например, японские компании в основном использовали белорусские алмазы в электронной промышленности, как подложки для микросхем. Вторая же половина, превратившись в бриллианты, занимает своё место в ювелирных изделиях европейцев. На белорусском предприятии предлагались различные виды огранки и широкий выбор цветов. Красные, синие, чайные, зеленые, фиолетовые бриллианты на любой вкус. Для ювелиров «Адамас БГУ» поистине не было ничего невозможного. Здесь научились выращиваться бриллианты с добавлением органических веществ. Так, предоставив один свой волос, можно было увековечить себя в камне, заточив свое ДНК между 57 гранями сияющего совершенства.
Так, на протяжении более десяти лет, оставаясь в тени, высокопрофессиональная команда ювелиров “Адамас БГУ” просто делала свою работы, работу высшего качества- бриллианты всевозможных размеров: от миниатюрных камушков в 0,3 карата до впечатляющих бриллиантов в 1 карат стоимостью 1000$.
Как советская технология БАРС ставшая единственной приоритетной технологией разработки синтетических алмазов в мире, оказавшись в руках белорусского президента, стала не ликвидным товаром?
В марте 2015 года стало известно о том, что в Беларуси больше не будут производиться синтетические алмазы в РУП “Адамас БГУ”. Как сообщили в пресс-службе БГУ, сейчас идет подготовка документов по ликвидации предприятия, которое принадлежало Министерству образования Республики Беларусь.
Почему крупнейший в мире в производитель синтетических монокристаллов алмаза в аппаратах разрезной сферы типа БАРС стал не нужен БГУ?
О причинах закрытия предприятия нигде официально не сообщается. Однако, тем не менее, как оказалось, технически “Адамас БГУ” уже был передан в подчинение Управделами президента около полутора лет назад - Воровской общак Лукашенко-Управление делами президента
Если проанализировать стратегию и скрытность компаний по производству синтетических алмазов, то возникает логичная подозрительность.
В чем причина секретности?
На сегодняшний день РУП “Адамас БГУ” осуществляло производство синтетических алмазов на 120 установках БАРС, при том, что ранее инвесторы “Адамаса” планировали установить на предприятии 200 таких установок, а затем, на втором этапе развития, увеличить их количество до 360.
Если в расчете ориентироваться на 300 установок, то получаем:
Процесс синтеза 1-каратника в аппарате БАРС продолжается примерно 100 часов.
В месяц возможно 6 циклов и получить 6 карат.
В год = 70 карат, т.е. мощность гипотетического белорусского станочного парка была бы равна 20 тыс. карат в год. Умножаем на 1000$ и получаем 20 000 000$.
Сумма по меркам производства не большая, а по меркам рынка, где спрос на ювелирку в разы выше- это огромное состояние!
Надо добавить, что в отличие от синтетических, природные алмазы не представляют для науки большой ценности. В природе встречается весьма мало алмазов с абсолютно идентичными физическими и другими характеристиками. Натуральные алмазы всегда содержат различные примеси, которые даже в малых количествах значительно ухудшают их оптические свойства. Обычно примешивается азот: 1 атом этого элемента на 1000—100000 атомов углерода. Синтетические монокристаллы, как минимум в 10 раз более чистые. Поэтому научная ценность белорусских алмазов гораздо выше и тянет не на один миллиард долларов!
Кому понадобилось алмазное производство?
В 2005 году в Беларуси был вынесен приговор по так называемому “алмазному делу”. Руководители предприятия “Адамас”, в состав которого входило белорусское производство по выращиванию искусственных алмазов, были признаны виновными в злоупотреблении служебным положением и хищении в особо крупном размере. Суд признал подлежащими к удовлетворению иски Белпромстройбанка и “Адамас БГУ” на шесть миллионов долларов и 742,5 тысяч долларов соответственно. Руководители “Адамаса” были приговорены к различным срокам лишения свободы. По решению суда, эти средства обязаны вернуть экс-гендиректор “Белпромстройбанка” Николай Раков, экс-директор и создатель “Алмазота” Альберт Шилов, председатель правления этого предприятия Алексей Белый и главбух Галина Шостик. Никто из приговоренных не считает себя винным.
Комментируя приговор, один из участников высказал одну из версий возбуждения уголовного дела:
"После начала работы следствия отдельные руководящие чиновники страны крайне невысоко оценили получаемое в Беларуси алмазное сырье"
Комиссия по изучению эффективности производства синтетических алмазов на предприятии «Адамас», которую возглавил директор НИИ прикладных физических проблем БГУ Александр Чернявский, напротив, назвала производство «уникальным» и отметила: масштаб производства не имеет аналогов.
К 2007 году Адамас» мог быть самым крупным производителем синтетических алмазов в мире
К этому времени компания “Gemesis Corporation” (Флорида, Сарасота), только запланировала установку 200 ростовых аппаратов, в то время как в Беларуси уже несколько лет назад могли быть установлены 360 таких аппаратов, если бы следствие не парализовало работу!
Существовала версия, что развитие “Адамаса” могло угрожать ювелирному рынку дефолтом, что, разумеется, не входило в интересы компании De Beers. Ежегодно эта корпорация тратит на стабилизацию рынка до $1 млрд. По данным, De Beers была намерена монополизировать рынок крупных синтетических алмазов и существование “Адамаса” для нее было крайне нежелательно. Обсуждая такое положение вещей, зарубежные специалисты не раз высказывали мнение, что алмазный монополист приложит все усилия для прекращения производства синтетических алмазов в Беларуси.
Но, кто в таком случае, из белорусских чиновников был в сговоре с монополистом и похоронил развитие перспективной отрасли производства, если рентабельная отрасль находилась под личным контролем президента?
По материалам блогерского расследования http://www.by-by.net/