Александр Григорьевич Лукашенко слишком предсказуем, чтобы произнести сакраментальную ельцинскую фразу: «я - устал, я - ухожу»
Он не уйдет, даже когда «последний замок Тюильри» догорит, а из венецианского зеркала на него будет смотреть испуганный, затравленный человечек, что-то беспрерывно бубнящий себе под нос. Ну и ладненько! Не нужно будет ломать голову над «пакетом гарантий». Черное и белое - прекрасное сочетание. Лучше только – черное и красное…
Лукашенко чертовски хорошо умеет зарабатывать черные деньги. Силовые отжимы хозяйственников. Двойные бухгалтерии на гос/предприятиях. Придворные бизнесмены при Управлении делами президента. Сеть экспортных «торговых домов» с двойными счетами. Массовые посадки с последующим дорогостоящим выкупом собственной свободы. Мощные, многолетние «контрабандные системы». Чего стоит только «брестская эпопея», где сотни топовых фамилий лихо озолотились и также лихо расстались с карьерами. Кстати, нынешний ключевой скандал с бегством министра, разгромом КГК и частичным разгромом Генпрокуратуры оказался возможен благодаря стараниям всего… одного неприметного человека, своевременно спрыгнувшего из Беларуси. Некто Клим умело «слил» столько фактурной информации, что «процесс зачистки старых команд и замена их на команды новые» стал слишком неуправляемым. О подлинной роли Александра Клима в разрушении «контрабандной империи» (по сути, он нанес мастерский удар тогда, когда ключевыми игроками в теме стали Зайцев/Вегера и… Виктор Лукашенко) чуть позже. Равно как придется нам вернуться к истокам контрабандного стиля «семьи Лукашенко»: к легендарной могилевской спирто-сигаретной контрабанде, которая принесла тогда еще неофиту Лукашенко первые серьезные теневые капиталы и забрала жизнь «смотрящего» (по совместительству, доверенного губернатора) Евгения Миколуцкого. Но чтобы все-таки нам не втягиваться исключительно в скучные, одномерные и типовые финансово-воровские разборки в окружении Лукашенко, немного политической теории. Поговорим о совсем близком будущем. Поговорим о фундаментальных причинах болезненной тяги Лукашенко к обязательному фатальному окончанию собственной карьеры. Поговорим о глубинных причинах того, почему он категорически не хочет уходить в отставку.
Александр Лукашенко не хочет менять «президентство» на вольную жизнь олигарха-сибарита. Не хочет он просто с сыном гулять по живописным лугам на каком-нибудь океаническом острове. Не хочет приобщать мальчика к культурному наследию человеческой цивилизации, путешествуя инкогнито по мировым культурным центрам. Ему куда больше нравиться жить в лагере. Похвальное и абсолютно понятное желание. И можно быть уверенным – по своей воле он не уйдет. И дело тут даже не в особенностях личного характера действующего президента. Гораздо важнее то, что существует целый ряд объективных причин, не позволяющих А.Г. своевременно и в соответствии с «Основным эволюционным законом сохранения биологических тел» покинуть выборную должность. И между прочим, Лукашенко прав в своем стремлении оставаться в должности на неопределенное время. Если он уйдет, рухнет сразу несколько глобальных проектов, затеянных лично А.Г. Гораздо более рельефно обнажаться многочисленные факты хищений на самом высоком уровне. Всплывут убийственные подробности клановых войн. Но самое главное – окажется, что Беларусь просто потеряла чуть более полутора десятков лет своей суверенной жизни. А столь мерзкое «черное пятно» войдет в учебники истории в безусловной привязке к известной фамилии. Лукашенко этого не хочет. А потому объяснять его «бесконечное нежелание уходить» всего лишь простой жаждой власти не совсем корректно. Александр Григорьевич, судя по всему, просто обязан довести свой эксперимент до катастрофического логического завершения. Иначе это будет не Лукашенко, а всего лишь нормальный человек, чуть заблудший и чуть перегнувший палку, но все же познавший основные принципы самосохранения. Ему ведь до сих пор кажется, что в мире еще не было прецедентов, когда неопытный и не совсем грамотный (в государственном менеджменте) человек мог бы эффективно управлять целым государством. На самом деле, подобных примеров уйма и еще тележка. Все социально-ориентированные государства харизматичного толка – из этой категории. Глупость – не порок, это, скорее, шанс реализовать самые невероятные мечты «по случаю». Все авторитарии неизменны в собственных заблуждениях: им кажется, что они знают «как!» Они уверенны, что имеют право делать «это!» И они искренне полагают, что остальные могут быть лишь «жертвами». Уходить же авторитарию досрочно не положено.
Лукашенко строит уникальную (как ему кажется) Беларусь: без элементарных свобод, без политической конкуренции, без реально открытых границ, без европейского уровня жизни. Может ему действительно надо дать шанс достроить этот типологический лагерь до конца, чтобы затем в полной мере испить благодарность «красного цвета»? Но сколько подобное «строительство» будет стоить белорусам? По историческим меркам немного: потерянную жизнь одного поколения. Или все-таки потерянную жизнь целой страны?