У белорусов, на самом деле, нет проблем. Кроме одной. Проблема эта – один человек с крайне глубокими личными страхами. Александр Григорьевич Лукашенко. Кто-то по привычке (либо из-за страха, либо же по глупости, либо по привычке глубокого самоунижения) продолжает называть его президентом. Но, естественно, он уже давно прошел порог собственной легитимности. Де-факто он, конечно, контролирует Беларусь
Михаил Подоляк
При помощи развитой репрессивной инфраструктуры и тотального разрушения любых (политических, экономических, бизнесовых, социальных и культурных) альтернатив. Де-факто он, конечно, единолично распоряжается собственностью белорусов, но исключительно как личной собственностью. Разумеется, он эту собственность иезуитски (АГ всегда слыл большим мастером «лживого слова», которое было по нраву многочисленным постсоветским любителям обманываться) называет «государственной», однако это чистейший обман. В Беларуси нет ничего, чтобы не приносило доход Семье Л. И это ключевая причина нынешнего кризиса – Семья совсем не умеет управлять, но умеет только жрать ресурсы, кредиты.
Впрочем, де-юре все эти «а», «б» и «в» (столпы и фундаменты власти и.о. президента) уже никчемны. Лукашенко – всего лишь банальный диктатор, который жадно стяжает чужое, избивает реальных владельцев этого чужого и насыщает чужим собственные семейные закрома. А значит, Беларусь по-прежнему не имеет стабильных правил жизни, и потому переход «от Лукашенко» будет очень тяжелым. Фатальным для целого ряда людей. В том числе для членов саранчевой правящей семьи. И не надо лишних слов – таково обязательное правило истории. Диктаторы неизменно платят самую высокую цену за свои безумия – или лично, или через будущие поколения своей жадной Семьи.
Лукашенко, отбывающий уже четвертый (а вернее – пятый, т.к. два года жизни у белорусов он украл в 1996 году, через референдум аннулировав свои первые два года безумства) срок в президентском кресле соседней Беларуси – человек весьма специфический. Это еще мягко сказано. Крайне подозрительный. Крайне нелюдимый. Страдающий тяжелыми формами фобий. Маниакально боящийся реальной конкуренции. Последний из так называемой когорты классических диктаторов – с большими проблемами в детстве, с лютой ненавистью, впитанной с молоком матери. С крайне низким уровнем реального образования, ограниченной эрудицией, компенсируемой наглостью и безаппеляционным «всезнанием», но с волчьей жаждой мстить и звериной харизмой лгуна. К огромному сожалению белорусов, Александр Григорьевич оказался действительно трусливым и в тоже время агрессивным человеком, нисколько не считающимся с чужими потребностями, желаниями и даже жизнями. Он неизменно во главу угла ставит только личное. «Все – мне! Любой ценой» - его единственное жизненное кредо.
Конструкция власти в Беларуси, несмотря на верноподданические разговоры случайных людей, не живущих в Беларуси и никогда не имевших реальных дел в репрессивной машиной Лукашенко, выглядит достаточно примитивно. Пирамида ненависти и стяжательства. Наверху пирамиды – клан Лукашенко. Семья. Понятие не столько условное, как может показаться на первый взгляд. А вполне конкретное. Реально управляет всеми процессами Лукашенко-старший. В ручном режиме. Лично отдает распоряжения у кого, сколько забрать и куда перенаправить. Силовиками неформально управляет старший сын Лукашенко - Виктор. Уровень компетенции которого крайне низок. Очень странный молодой человек. На ключевых должностях в силовой вертикали – его друзья, а на самом деле зависимые «должники». Всех нынешних председателей КГБ, министров МВД, начальников управлений по всей силовой вертикали он вытянул из самых глухих «казарм» - уровни профессиональной подготовки этой команды чрезвычайно низок. Отсюда – постоянные разрушительные войны против всех внутри Беларуси. Ребята умеют только бить и брать. И ничего больше. Однако именно эти «силовики» контролируют нынче прочие исполнительные структуры (в качестве прикомандированных «смотрящих», собирающих итоговую кэшевую дань). Средний сын - Дмитрий – сидит на гос/потоках. Управляет в интересах семьи. Потоки, конечно, небольшие, в силу опять же интеллектуальной специфики данного члена Семьи, но польза от него все-таки имеется. Внизу пирамиды – муравьи, которые работают на Семью. Министры отраслевые, бизнесмены средней руки.
Финансирование всего этого «белорусского экономического пирамидального чуда» – обильные дотационные ресурсы. Чужие ресурсы. Чаще - российского происхождения. Лукашенко, намеренно это подчеркну для иных «знатоков», богат. Чрезвычайно богат. Абсолютно полноценный по классическим меркам олигарх – его деньги происходят сугубо из его же власти. Настоящего бизнеса нет. Кроме придворного – тех, кто получает «дарственную на право ведения бизнеса» и обязательно платит ежемесячную десятину. Прочие же – те, кто не попал в придворный пул или же отказался платить - давно сбежали в Москву. Контроль над стратегическими предприятиями – такими как Мозырский нефтеперерабатывающий комбинат, БМЗ или Беларуськалий – формально находится у государства. Неформально, - как я уже сказал - все контролирует человек по надоедливой и навязчивой фамилии Лукашенко.
Другая сторона медали. Лукашенко напрочь недоговороспособен. А потому все эти интриганские штучки, что можно с АГ договориться через его очередного фаворита (вчера это были главы его администрации Латыпов, Шейман, сегодня глава АП - Макей или премьер Мясникович) – изначально утопичны и даже вредны. Лукашенко никогда не договаривается, так как он всегда настроен исключительно на обман. Примитивный, наглый, циничный обман – его единственная визитная карточка на протяжении без малого двух десятилетий. Он крайне подозрителен. До параноидального состояния. И между прочим, именно это и есть ключевая проблема будущего Беларуси – там уже не будет чистого перехода власти от А к Б. Можно по разному относиться к системе Лукашенко – искать в ней плюсы (если в дотационной, самопожирающей экономике могут иметься таковые), можно усмотреть в ней минусы (что крайне просто, так как любая безальтернативная среда изначально ущербна). Но сермяжная правда нынче состоит в том, что эта система неизбежно в итоге приведет к большой катастрофе. Психически детерминированное нежелание АГ. выполнять взятые на себя обязательства или идти на компромиссные модели управления – однозначно приведет к тому, что внутри страны начнется революция. Формат ее не важен. Увы.
Еще одна неприглядная сторона нынешней Беларуси. Лукашенко вызывает умиление только у тех, кто не знаком с ним лично или кто никогда не вел никаких дел в Беларуси. У тех же Путина или Медведева Лукашенко вызывает просто невероятную антипатию. Человеческую, прежде всего. Равно как вызывает он презрительную антипатию у Назарбаева, Алиева и т.д. Т.е., я хочу сказать, что этот человек, не имеющий ровным счетом никакой внутренней культуры или базовых моральных ценностей, вызывает искреннее отвращение на всем постсоветском пространстве. О европейских оценках Лукашенко лучше вообще не говорить. Оговорюсь. Чуть раньше Лукашенко симпатизировал еще один «герой нашего времени» - венесуэльский самородок Уго Чавес. Но и он в последнее время крайне разочаровался в «друге Саше» – Чавеса раздражает необязательность и трусость Лукашенко.
Увы, Лукашенко сильно затормозил развитие Беларуси. Но что еще хуже – он ставит эту страну на грань скорых масштабных потрясений. Для Украины это тоже не очень хорошо. Наличие соседней страны, которая вынуждена будет через кровь вырывать себе права, очень сомнительное удовольствие. И это вместо того, чтобы выстраивать мощные двухсторонние отношения.
Кстати, крупно ошибается тот, кто полагает, будто Лукашенко любит Беларусь и заботится о ее завтрашнем дне. Ничего подобного. Он – пришлый человек, чужак, который рассматривает целую страну как случайно попавшую в его руки возможность компенсировать свои страхи и свою ненависть. А еще - как место, которое можно… нескончаемо доить ради собственной жадной семьи. Опять приходится говорить о нелепости и глупости тех, кто полагает, будто в Беларуси нет коррупции и нет олигархов. Есть и то, и другое. И в огромных масштабах. Олигархическая Семья в Беларуси – это двадцать человек ближайшего окружения Лукашенко.
Каково же решение белорусской проблемы?
Только одно – устранение человека по фамилии Лукашенко. Вернее устранение Семьи. Можно ли это сделать без крови? Уже нет. Последние события в Беларуси наглядно доказывают, что Лукашенко будут жестоко подавлять собственный народ. Пускать кровь собственному народу. Тем хуже для него – кровавые диктаторы точно не могут закончить свои дни на вечнозеленом атолле где-нибудь в Индийском океане. У них всегда другая судьба…