Согласно закону РБ "Об оперативно-разыскной деятельности", принятому 9 июля 1999 года, осуществлять ОРД на территории РБ имеют право оперативные подразделения МВД; КГБ; погранвойск; органов госохраны: служба безопасности президента РБ и Главное управление государственной охраны при президенте РБ (ГУГО в настоящее время уже не существует, а его функции выполняет служба безопасности президента РБ); органов финансовых расследований; таможенных органов; органов внешней разведки Минобороны РБ. Существует также Комитет государственного контроля.
Характерная особенность белорусских спецслужб - взаимный контроль всех силовиков, кроме Минобороны. Чекистов, которые имеют возможность вести агентурно-оперативную работу в МВД, контролирует сама же милиция в пределах своей компетенции. Деятельность работников этих ведомств на приграничных территориях находится в поле зрения пограничников.
Венцом системы является Совет безопасности, куда стекаются сведения о положении в правоохранительных структурах. Несколько особняком стоит служба безопасности президента, которая может позволить себе работать в автономном режиме и не бояться проверок.
Обычно лицом силовых структур становятся её элитные спецподразделения. В Беларуси их больше, чем в любой стране . Ведь самая знаменитая в СССР Пятая бригада спецназа ГРУ размещалась в Марьиной Горке (под Минском). По словам Дмитрия Герасимова, в конце 80-х возглавлявшего белорусскую бригаду, а позднее направление специальной разведки ГРУ, в этой бригаде впервые была создана офицерская рота спецназа. Сейчас база в Марьиной Горке превратилась просто в центр подготовки профессиональных кадров для КГБ, МО и МВД республики. В результате появился печально известный спецназ МВД "Алмаз". Именно бойцы "Алмаза" Валерий Игнатович и Максим Малик обвинялись в убийстве оператора ОРТ Завадского. Однако никаких выводов сделано не было. Скорее наоборот. В течение многих лет это подразделение возглавлял Владимир Наумов. Вместо того чтобы привлечь его к ответственности, Лукашенко сначала (в 1999 году) назначил его руководителем службы безопасности президента, а в сентябре 2000 года - министром внутренних дел.
Однако, вряд ли ещё существует страна, где человека, работавшего в контрразведке другого государства, назначают шефом главной спецслужбы страны. В канун первых перевыборов в 2001 году Лукашенко спокойно назначил Леонида Ерина, который до 1995 года возглавлял транспортное отделение УФСБ по Москве и Московской области, сначала заместителем председателя КГБ Беларуси, спустя пару месяцев - первым замом, а в ноябре 2000-го - председателем КГБ.
Беларусь стала единственной страной, про которую можно сказать, что её разведка не работает против России. Наоборот, доверие к "старшему брату" настолько велико, что его можно принять за желание выслужиться. Официально же с российскими спецслужбами белорусы контактируют через специальных представителей. Но эти должности с обеих сторон занимают люди в роли свадебных генералов, и основная координация деятельности структур осуществлялась не через них. Для связи между спецслужбами двух стран в августе 1997 года создали специальную структуру - Комитет по вопросам безопасности белорусско-российского союза (КВБ). Руководить комитетом назначили Анатолия Сафонова, бывшего первого замдиректора ФСБ , который затем был назначен первым замминистра иностранных дел РФ. Кто стал его преемником осталось на долгое время загадкой.
Одно время, в 1998 году, представителем белорусского КГБ в Москве являлся Юрий Бородич, который перед президентскими выборами 1994 года возглавлял отряд "Альфа" КГБ Беларуси. Потом он был назначен шефом службы безопасности президента Белоруссии, превратив её в спецслужбу наподобие коржаковской. Считается, что именно сотрудники Бородича играли главную роль при выдворении из Овального зала оппозиционных депутатов Верховного Совета в апреле 1995 года. В 1998-м Бородичу объявили благодарность, вернули в КГБ и отправили в почётную ссылку в Москву. В октябре 1999 года в ходе совместного заседания коллегий КГБ и ФСБ были подписаны протоколы о сотрудничестве между спецподразделением "Альфа" КГБ Беларуси и центром спецназначения ФСБ. Поразительная доверчивость Лукашенко, к России в том числе, объясняется тем, что ему и так хватает врагов.
После того, как польский журнал WPROST опубликовал материал, в котором утверждается, что Беларусь под руководством Александра Лукашенко является крупнейшим поставщиком оружия в страны-изгои, КГБ стало в подозрение. В публикации со ссылкой на данные конгресса США утверждалось, что Беларусь продаёт оружие арабским террористам, а Израиль даже обвинил Лукашенко в передаче Ираку и Ливии компонентов для производства ядерного оружия. Стало известно, что Беларусь дополнительно продала на сторону противовоздушные ракеты SA-3, оптические системы для противовоздушных и противотанковых орудий, что Анголе были проданы танки и системы управления огнём "Смерч", а в Судан были отправлены системы ракет "Град", танки Т-55, а также вертолёты Ми-24В, и УВКР попало в немилость из-за сливов в СМИ информации о несанкционированной торговле оружием. Пока в Беларуси спорили, какую именно информацию о торговле оружием раскрыло Управление военной контрразведки, для внешнего мира уже давно не являлось секретом особая роль Беларуси в этом бизнесе.
Белорусский президент оказался недоволен работой спецслужб в противодействии внешним угрозам и даже подвигал стулья в системе военной контрразведки республики, но после этого только активизировалась деятельность КГБ против оппозиционных партий, имеющих контакты с западными грандодателями и Лукашенко начал создавать громкие процессы против оппозиционных лидеров, чтобы вновь выставить себя в роли спасителя нации и остаться на своём посту.