Украина была, есть и остается страной, где правят олигархи. Это не осуждение или насмешка над молодой украинской демократией, это факт
Ветеранов евромайдана уже давно убедили, что под пулями они стояли не против олигархов, а за некое «достоинство», которого политическая власть миллиардеров, разумеется, никак не умаляет.
Молодые олигархи, которых называли «семейные» (то есть близкие к сыну Виктора Януковича Александру), совершили немало серьезных ошибок. Но, пожалуй, одной из самых фатальных была атака на активы, принадлежавшие Игорю Валерьевичу Коломойскому.
Биографию днепропетровского олигарха несложно найти в интернете – как официальный вариант, так и «непричесанный», поэтому не будем тратить время и место на описание того, как специалист по теплотехнике и автоматизации металлургических печей стал одним из богатейших людей Украины. Комсомольская юность, кооперативы, покровительство политиков, рейдерство, обманутые партнеры – всё как у всех, ничего особенно оригинального.
Просто напомним, что одной из жемчужин империи Коломойского была Украинская авиационная группа (УАГ), которая контролировала почти половину рынка пассажирских перевозок. После того как крупнейший актив УАГ – авиакомпанию «Аэросвит» – у Коломойского попытались отобрать с использованием административного ресурса, он обанкротил авиаперевозчика в стиле «так не доставайся же ты никому!». Но и этого мало: по сведениям из самых разных источников, после попыток отобрать у него контроль над «Укрнафтой» Коломойский лично пришел к Виктору Януковичу и пообещал обанкротить «Приватбанк», что привело бы к финансовому коллапсу. После этого любые попытки «раскулачить» олигарха были прекращены, благо на Украине тогда было немало других «хлебных» мест, однако потерю «Аэросвита» Коломойский «семье» так и не простил. И никогда не скрывал, что спонсирует оппозицию, включая националистическую «Свободу».
Разумеется, во время евромайдана он был одним из основных спонсоров восставшего Киева.
То, что Коломойский лично пришел защищать «Укртранснафту», свидетельствовало о том же, о чем и угрозы Януковичу обанкротить «Приватбанк». Олигарх жестко заявил «Моё!» и рассчитывал, что этот сигнал будет услышан всеми заинтересованными сторонами, и в первую очередь – властью.
Сейчас, в преддефолтной Украине, объектов для «дербана» не так уж много. И никаких «священных коров» быть не может. Но и банкротить «Приват» тем более не время – все украинские активы из-за падения гривны и гражданской войны стоят крайне дешево. По той же причине, кстати, Порошенко никак не может выполнить предвыборное обещание и продать свой концерн «Рошен». Сумма, которую сейчас за него можно выручить, на порядок отличается от стоимости этого актива полтора года назад. Поэтому приходится держаться за собственность в надежде, что её стоимость когда-нибудь вырастет.
Итак, Коломойский отступил. Весь вопрос в том, надолго ли?