Белорусский Свободный Форум Сайта Белорусский Партизан

Белорусский Свободный Форум

Объявление

НАШ ФОРУМ ВЫСТУПАЕТ ЗА АКТИВНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО С ДРУГИМИ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ТРИБУНАМИ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Белорусский Свободный Форум » Политические вопросы » Характерная особенность белорусских спецслужб


Характерная особенность белорусских спецслужб

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

http://s1.uploads.ru/t/yxHgB.jpg

Согласно закону РБ "Об оперативно-разыскной деятельности", принятому 9 июля 1999 года, осуществлять ОРД на территории РБ имеют право оперативные подразделения МВД; КГБ; погранвойск; органов госохраны: служба безопасности президента РБ и Главное управление государственной охраны при президенте РБ (ГУГО в настоящее время уже не существует, а его функции выполняет служба безопасности президента РБ); органов финансовых расследований; таможенных органов; органов внешней разведки Минобороны РБ. Существует также Комитет государственного контроля.

Характерная особенность белорусских спецслужб - взаимный контроль всех силовиков, кроме Минобороны. Чекистов, которые имеют возможность вести агентурно-оперативную работу в МВД, контролирует сама же милиция в пределах своей компетенции. Деятельность работников этих ведомств на приграничных территориях находится в поле зрения пограничников.

Венцом системы является Совет безопасности, куда стекаются сведения о положении в правоохранительных структурах. Несколько особняком стоит служба безопасности президента, которая может позволить себе работать в автономном режиме и не бояться проверок.

Обычно лицом силовых структур становятся её элитные спецподразделения. В Беларуси их больше, чем в любой стране . Ведь самая знаменитая в СССР Пятая бригада спецназа ГРУ размещалась в Марьиной Горке (под Минском). По словам Дмитрия Герасимова, в конце 80-х возглавлявшего белорусскую бригаду, а позднее направление специальной разведки ГРУ, в этой бригаде впервые была создана офицерская рота спецназа. Сейчас база в Марьиной Горке превратилась просто в центр подготовки профессиональных кадров для КГБ, МО и МВД республики.  В результате появился печально известный спецназ МВД "Алмаз". Именно бойцы "Алмаза" Валерий Игнатович и Максим Малик обвинялись в убийстве оператора ОРТ Завадского. Однако никаких выводов сделано не было. Скорее наоборот. В течение многих лет это подразделение возглавлял Владимир Наумов. Вместо того чтобы привлечь его к ответственности, Лукашенко сначала (в 1999 году) назначил его руководителем службы безопасности президента, а в сентябре 2000 года - министром внутренних дел.

Однако, вряд ли ещё существует страна, где человека, работавшего в контрразведке другого государства, назначают шефом главной спецслужбы страны. В канун первых перевыборов в 2001 году Лукашенко спокойно назначил Леонида Ерина, который до 1995 года возглавлял транспортное отделение УФСБ по Москве и Московской области, сначала заместителем председателя КГБ Беларуси, спустя пару месяцев - первым замом, а в ноябре 2000-го  - председателем КГБ.

Беларусь стала единственной страной, про которую можно сказать, что её разведка не работает против России. Наоборот, доверие к "старшему брату" настолько велико, что его можно принять за желание выслужиться. Официально же с российскими спецслужбами белорусы контактируют через специальных представителей. Но эти должности с обеих сторон занимают люди в роли свадебных генералов, и основная координация деятельности структур осуществлялась не через них. Для связи между спецслужбами двух стран в августе 1997 года создали специальную структуру - Комитет по вопросам безопасности белорусско-российского союза (КВБ). Руководить комитетом назначили Анатолия Сафонова, бывшего первого замдиректора ФСБ , который затем был назначен первым замминистра иностранных дел РФ. Кто стал его преемником осталось на долгое время загадкой.

Одно время, в 1998 году,  представителем белорусского КГБ в Москве являлся Юрий Бородич, который перед президентскими выборами 1994 года возглавлял отряд "Альфа" КГБ Беларуси. Потом он был назначен шефом службы безопасности президента Белоруссии, превратив её в спецслужбу наподобие коржаковской. Считается, что именно сотрудники Бородича играли главную роль при выдворении из Овального зала оппозиционных депутатов Верховного Совета в апреле 1995 года. В 1998-м Бородичу объявили благодарность, вернули в КГБ и отправили в почётную ссылку в Москву. В октябре 1999 года в ходе совместного заседания коллегий КГБ и ФСБ были подписаны протоколы о сотрудничестве между спецподразделением "Альфа" КГБ Беларуси и центром спецназначения ФСБ. Поразительная доверчивость Лукашенко, к России в том числе, объясняется тем, что ему и так хватает врагов.

После того, как польский журнал WPROST опубликовал материал, в котором утверждается, что Беларусь под руководством Александра Лукашенко является крупнейшим поставщиком оружия в страны-изгои, КГБ стало в подозрение. В публикации со ссылкой на данные конгресса США утверждалось, что Беларусь продаёт оружие арабским террористам, а Израиль даже обвинил Лукашенко в передаче Ираку и Ливии компонентов для производства ядерного оружия. Стало известно, что  Беларусь  дополнительно продала на сторону противовоздушные ракеты SA-3, оптические системы для противовоздушных и противотанковых орудий, что  Анголе были проданы танки и системы управления огнём "Смерч", а в Судан были отправлены системы ракет "Град", танки Т-55, а также вертолёты Ми-24В, и УВКР попало в немилость из-за сливов в СМИ информации о несанкционированной торговле оружием. Пока в Беларуси спорили, какую именно информацию о торговле оружием раскрыло Управление военной контрразведки, для внешнего мира уже давно не являлось секретом особая роль Беларуси в этом бизнесе.

Белорусский президент оказался недоволен работой спецслужб в противодействии внешним угрозам и даже подвигал стулья в системе военной контрразведки республики, но после этого только активизировалась деятельность КГБ против оппозиционных партий, имеющих контакты с западными грандодателями и Лукашенко начал создавать громкие процессы против оппозиционных лидеров, чтобы вновь выставить себя в роли спасителя нации и остаться на своём посту.

0

2

КГБ прибавилось работы с мониторингом нашего форума и вы решили их задобрить, посвятив пост нелегкой службе, которая и опасна и труда и на первый взгляд , как будто не видна  :playful:

0

3

Мы не знаем, и, наверное, не скоро узнаем, когда началось взаимодействие Лукашенко и спецслужб Беларуси, России или бывшего СССР. Очевидным это взаимодействие стало в декабре 1993-го года, когда именно Лукашенко озвучил на заседании Верховного Совета антикоррупционный доклад, подготовленный с участием КГБ. Именно после этого доклада Лукашенко стал рассматриваться как политик общенационального уровня. Честолюбие, амбициозность, настойчивость, присущие провинциальному депутату, обратили на себя внимание тех, кто претендовал на управление страной. Группа молодых карьеристов в составе Виктора Гончара, Дмитрия Булахова, Анатолия Лебедько, Николая Синицина и др. выбрала Лукашенко в качестве представительской фигуры для установления контроля над страной. Но они были не единственными. КГБ попытался использовать Лукашенко с такими же целями. Однако, в отличие от группы молодых карьеристов, беларусский КГБ в 1993-1994 гг не имел собственных целей и планов обустройства Беларуси. Но зато КГБ имел тесные связи с российским ФСБ, и, в лице большей части персонала, включая высшей руководство, рассматривал себя как региональное подразделение ФСБ, по привычке, сложившейся в СССР. Практически все руководство КГБ Беларуси было назначено Москвой еще в Советское время и чувствовало себя обязанным московским покровителям. Но начало 1990-х гг было временем хаоса и разрухи. Разрушалось практически все, включая спецслужбы, бывший советский КГБ и ГРУ (главное разведывательное управление). Генералы и должностные лица спецслужб стали вести собственные игры, пытаясь установить свой контроль над экономическими ресурсами, стали участвовать в приватизации государственной собственности. Уже ни для кого не секрет, что приватизация первой половины 90-х гг носила теневой, а иногда и прямо криминальный характер. Генералы и должностные лица бывшего советского КГБ оказывали покровительство отдельным коммерческим и криминальным структурам, преследуя собственную, чаще всего личную, выгоду, в некоторых случаях не брезгуя рэкетом и прямым захватом собственности. В этих процессах складывались и формировались различные группировки и кланы, в том числе и региональные. Беларусский КГБ после 1991-го года практически не реформировался, он как был, так и оставался региональным подразделением советского КГБ, признавая московскую ФСБ своим головным органом. Ослабление связей с Москвой и даже некоторые противоречия и конфликты с московскими структурами в те времена объясняются только конкуренцией в процессе передела собственности и сфер влияния. Руководители беларусского КГБ хотели сами управлять экономическими процессами, оказавшиеся в зоне их контроля.

0

4

А дальше Александр Грицанов пишет:

Одним из инструментов такого контроля и была антикоррупционная комиссия Верховного Совета РБ, в которую входил депутат от Могилевской области А. Лукашенко. И сама комиссия, и все ее члены становились зависимыми от руководства КГБ. Должностные лица и генералы КГБ, помогая Лукашенко в президентской предвыборной кампании 1994-го года, надеялись, что зависимость будущего президента от КГБ сохранится. Единственным способом для Лукашенко избавиться от этой зависимости могло быть только обращение за покровительством к более сильной структуре. Таковой могли быть только московские спецслужбы. Группе молодых политиков во главе с В. Гончаром казалось, что Лукашенко может только лавировать между двумя силами, претендующими на контроль над ним внутри страны, т.е. между самой этой группой и КГБ. Они пытались даже договориться с генералами КГБ о совместных действиях и разделе сфер влияния. Московский фактор они в расчет не принимали, тем более что Москва, а точнее правительство Черномырдина и администрация Ельцина поддерживали главного противника Лукашенко – премьер-министра Вячеслава Кебича. Однако именно покровительство российских спецслужб оказалось главным фактором победы Лукашенко на выборах летом 1994-го года. И именно этот фактор проявился в первых же назначениях в новой президентской администрации. Ни генералы беларусского КГБ, ни амбициозные политические карьеристы из группы Гончара не получили ключевых портфелей в Правительстве и Администрации Президента. Более того, в первые же полгода правления Лукашенко большая часть людей, поддержавших его в ходе предвыборной кампании, оказались вытесненными из властных структур. Часть генералов уехала в Москву, а политики перешли в оппозицию. Во властных структурах остались только те, кто принял новые правила игры, а на основные позиции были выдвинуты фигуры из окружения бывшего премьера Вячеслава Кебича.
    У беларусских аналитиков давно было популярно мнение, что многие начинания президента Лукашенко носили экспериментальный характер. В них проверялись подходы и методы, которые в случае успеха затем реализовывались в России. Правда, сколь-нибудь убедительное подтверждение этого стало возможным только после прихода к власти в России администрации В. Путина. В первые два года правления Лукашенко экономическая политика была откровенно пророссийской. Был нанесен значительный ущерб целым отраслям беларусской экономики, бизнес-структурам и предприятиям, сколь-нибудь конкурентоспособным на российском рынке. Все это способствовало росту оппозиционных настроений. Лукашенко терял поддержку у экономически активного населения, и к осени 1996-го года дело дошло до импичмента. Только политическое вмешательство России не позволило довести импичмент до конца. В ноябре 1996-го года при поддержке России Лукашенко фактически осуществляет государственный переворот, и в стране устанавливается жесткий диктаторский режим.
    В этот период Лукашенко все еще зависим от российских спецслужб. Беларусский КГБ фактически работает в интересах России, но Лукашенко пользуется неограниченной властью, с тем, чтобы постепенно избавляться от зависимости от спецслужб. Делается это двумя путями. С одной стороны, Лукашенко начинает широкомасштабную PR-кампанию по созданию союзного государства Беларуси и России. Одним из первых шагов в этом направлении стала организация в августе 1997-го года Комитета по вопросам безопасности (КВБ), предназначенного для обеспечения компьютерной и информационной безопасности, борьбы с терроризмом и защите общих экономических интересов. Первый председатель КВБ Анатолий Сафонов прямо заявлял, что эта структура может рассматриваться как «прообраз» одного из будущих «единых органов управления Союза Беларуси и России». КВБ подчинялся номинальному руководителю Союзного государства, каковым должны были быть по очереди президенты России и Беларуси. Некоторое время московские покровители Лукашенко подпитывали его иллюзии про возможность для него возглавить объединенное государство Беларуси и России. Но даже эти иллюзии не мешали Лукашенко предпринимать шаги по выходу из-под контроля спецслужб, чтобы, напротив, самому их контролировать.
    Вторым способом избавиться от контроля спецслужб стала кадровая политика в самих беларусских спецслужбах. Лукашенко начал постепенно избавляться от российских ставленников в беларусском КГБ, отправляя кого-то на пенсию, кого-то в отставку, а кого-то переводя из спецслужб на другую работу. Иногда должностным лицам КГБ поручались задания, приводившие их к конфликтам с московским ФСБ, т.е. к разрыву их связей с Москвой. Очень трудно проследить все сферы государственной и политической деятельности, в которых ключевые посты занимают люди, так или иначе связанные со спецслужбами или просто являвшиеся офицерами этих спецслужб в то или иное время (в постсоветских странах популярна поговорка «бывших сотрудников КГБ не бывает», сотрудничество с КГБ бывает только пожизненно). В современной Беларуси выходцы из КГБ могут быть дипломатами (В. Мацкевич и др.), высокопоставленными чиновниками президентской администрации (О. Пролесковский), ректорами учебных заведений, готовящих элитные кадры для Администрации (С.Князев), директорами академических институтов (Г.Евелькин), директорами киностудий (В. Заметалин), руководителями крупнейших бизнес-структур (У. Латыпов). И просто чиновниками, учеными, писателями. Кадровые перестановки в беларусских спецслужбах вели к омоложению персонала спецслужб и, главное, к тому, что все ключевые посты в них стали занимать люди, обязанные своим назначением лично президенту Лукашенко, а не Москве. Получается, что многие жизненно-важные сферы в государстве возглавляются выходцами из спецслужб. Но сами спецслужбы укомплектованы новыми кадрами, карьера которых начиналась и развивалась в независимой Беларуси. Типичный пример этому – прошлый председатель КГБ Степан Сухоренко, ставший самым молодым генералом КГБ. Параллельно с кадровыми перестановками в КГБ – основной спецслужбе современной Беларуси – Лукашенко создавал альтернативные службы и подразделения. Первой такой службой стала служба личной охраны президента. С самого начала понимая свою зависимость от спецслужб, Лукашенко опасался их, поэтому и начал избавляться от этого страха и зависимости со своего ближайшего окружения. Фактически, последним сюжетом в этом направлении стало назначение Юрия Жадобина, четыре года возглавлявшего службу безопасности президента, руководителем КГБ, в июле 2007 года. Это последний штрих привел к тому, что все силовые структуры в Беларуси возглавляются людьми, лично преданными президенту Лукашенко.
    При назначении генерала Жадобина руководителем КГБ, Лукашенко не скрывал того, что новый руководитель не является профессионалом. Комментируя это назначение, Лукашенко говорил «Я назначил Юрия Викторовича не потому, что он великий профессионал, но я уверен, что он порядок наведет. У нас в КГБ не хватает элементарного порядка… Прощения за ваше головотяпство и непрофессионализм не будет… Он не позволит в стране создавать напряженность, чтобы люди, и особенно высокие должностные лица, которые должны спокойно работать, боялись принимать решения. Этого не будет». Такое откровенное заявление требует комментариев. Падение профессионализма беларусского КГБ заметили еще в 97-м году. Об этом стали говорить после ряда отставок. Омоложение спецслужб неизбежно ведет к падению профессионализма и квалификации, если молодым кадрам негде эту квалификацию приобретать. Беларусь – маленькая страна, она не может содержать спецслужбы, расходы на которые превышают ее скромные экономические возможности. Беларусь не ведет широкомасштабной разведывательной деятельности за рубежом, и даже крупные операции внутри страны выполняются совместными усилиями либо нескольких силовых структур Беларуси, либо с помощью зарубежных коллег. Но, видимо, падение профессионализма сотрудников КГБ рассматривалась как неизбежная цена за независимость КГБ от ФСБ.
    Чтобы компенсировать падение профессионализма КГБ, режим предпринимает некоторые меры, в частности в текущем году был расширен круг организаций, наделенных правом оперативно-розыскной деятельности, в частности, таким правом наделяются таможенные органы. Всего в Беларуси сыском или правом оперативно-розыскной деятельности наделяется несколько организаций. В соответствующем законе «об оперативно-розыскной деятельности» перечисляется не менее семи спецслужб. Политический сыск, идеологический контроль имеют первостепенную важность для диктаторского режима, но на КГБ лежит еще и функция борьбы с преступностью и обеспечение экономической безопасности. Поэтому реорганизация КГБ сопровождается передачей чести функций структурам и органам, необремененным политическими и идеологическими задачами. Именно в части борьбы с экономической преступностью падение профессионализма КГБ было заметно в первую очередь. И именно поэтому эти функции пытались передать милиции, таможне, прокуратуре. Однако это вошло в противоречие с личными и корпоративными интересами генералитета КГБ. Несмотря на все чистки и кадровые перемещения, руководство КГБ продолжает контролировать отдельные сферы в экономике, оказывает покровительство отдельным предпринимательским структурам. Назначая в КГБ лично преданных ему людей, президент пытается заставить КГБ работать исключительно в его интересах. Он об этом даже прямо говорит: "В КГБ не место тем, кто "крышует", — заявил глава белорусского государства, представляя 20 июля коллективу Комитета госбезопасности в качестве нового руководителя Юрия Жадобина. Маловероятно, что из этих попыток что-то получится, однако в переделе зон экономического контроля есть своя интрига, с которой достаточно трудно разобраться. Например, долгое время одним из самых влиятельных людей в Беларуси был Урал Латыпов, приглашенный из КГБ на работу в администрацию президента. После отставки несколько лет назад Латыпов возглавил представительство Лукойла в Беларуси. Интрига заключается в том, что Латыпов долгое время рассматривался ставленником российских спецслужб при президенте Беларуси. Если это действительно так, то назначение Латыпова руководителем представительства Лукойла в условиях нефтегазового конфликта Беларуси и России выглядит откровенным вызовом режиму. Но нельзя исключать и того, что за время службы в Администрации Президента Беларуси Латыпов лично принимал участие в экономической конкуренции с российской ФСБ. И тогда присутствие Латыпова во главе одной из крупных российских нефтяных компаний выглядит совершенно иначе. Интрига с Латыповым и некоторыми другими бывшими должностными лицами беларусского КГБ свидетельствует о том, что отношения беларусского КГБ и российской ФСБ перестали быть простыми и однозначными. Но сказать что-либо более определенное про эти отношения при нынешнем режиме не представляется возможным. Беларусское общество сохраняется таким же закрытым, как это было в советское время. В закрытом обществе спецслужбы остаются вне общественного контроля. Они ослабляются конкуренцией служб между собой. Сегодня беларусский КГБ по-прежнему является одной из главных опор существующего режима. КГБ по-прежнему занимается политическим сыском и идеологическим контролем, но это уже далеко не тот монстр, каким был КГБ

0

5

Мы, сотрудники Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, считаем необходимым, обнародовать некоторые факты, касающиеся высшего руководства нашей страны. Мы также обращаемся к своим коллегам из правоохранительных органов с призывом немедленного прекращения репрессий против своего народа.

Исходя из нашей повседневной работы и анализируя происходящие в стране события, мы пришли к выводу, что Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко не собирается идти по пути демократизации страны, а наоборот, намерен и далее усиливать давление не только на представителей оппозиции, но и в целом на все общество.

В настоящее время глава государства поставил задачу Председателю КГБ Республики Беларусь Жадобину Юрию Викторовичу полностью нейтрализовать лучшие профессиональные кадры КГБ Республики Беларусь. С осени по весну будут уволены офицеры, проработавшие в органах безопасности более 15 лет и более. Именно Юрий Жадобин сделает последнюю зачистку «неугодных» офицеров, тех, кто хоть каким-то образом связан с Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

На эту работу ему отводится один год. Никогда еще сотрудники КГБ Республики Беларусь такому унижению и жесткой критике со стороны Президента Республики Беларусь не подвергались. Напомним, что за последние семь лет были отстранены от должности три руководителя КГБ Республики Беларусь: Мацкевич Владимир Александрович (1995 — 2000), Ерин Леонид Тихонович (2000-2004) и Сухоренко Степан Николаевич (2005-2007). В вину им вменялось, что они ненадлежащее выполняли свои служебные обязанности. А кто для нас Жадобин? Как он может руководить таким элитным подразделением, если ни одного дня не проработал в нашей структуре? Мы расцениваем это назначение как понижение статуса КГБ Республики Беларусь и представление в обществе нашего органа непрофессиональной структурой, которая не способна выполнять свои основные функции по обеспечению законности и правопорядка в стране.

Глава государства – Александр Лукашенко - забыл, что он пришел к власти благодаря спецслужбам, но не в 1994 году, а когда его назначили председателем временной комиссии по расследованию коррупции в высших эшелонах власти при Верховном Совете 12-го Созыва. Эта комиссия создавалась специально под будущего Президента Беларуси. Об этом может много рассказать руководитель Национальной Академии Наук Республики Беларусь Михаил Мясникович. Именно службы КГБ при поддержке Москвы готовили площадку для победы Александра Лукашенко на выборах в 1994 году.
Сегодня Президента пугает, что КГБ Республики Беларусь всегда работало в тесном сотрудничестве с ФСБ России. Он понимает, что опасность для него исходит не от Запада и США, а от России. За тринадцать лет своего правления Александр Лукашенко наработал свою агентуру в кругах российских политиков и силовых структурах. Именно от них он получил информацию о начале в этом году экономической блокады Беларуси Россией. Вопрос уже решен – российское руководство не собирается далее поддерживать Президента Беларуси Александра Лукашенко, впрочем, как и демократические силы Беларуси. Цель Кремля – ослабить влияние Лукашенко среди избирателей, создать напряжение в белорусском обществе и показать своим избирателям, что в Беларуси нет спокойной обстановки. В средствах массовой информации России будет муссироваться мысль, что стабильность в соседней стране существовала не благодаря умелому руководству Александра Лукашенко, а исключительно из-за прямых дотаций из России. Александр Лукашенко проинформирован, что Россия будет поддерживать белорусскую номенклатуру, поддерживающую Россию и не спешащую на тесное и конструктивное сотрудничество с Европейским Союзом.

Аналитическая служба главы государства проводит свое исследование, на кого может поставить Кремль из окружения Александра Лукашенко. Первой жертвой этих исследований стал Председатель Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Владимир Коноплев. Действительно, у Владимира Коноплева был потенциал стать правопреемником Александра Лукашенко, он достаточно богат и имеет контроль над депутатским корпусом, при этом имеет тесные связи с белорусским и российским бизнесом. Владимир Коноплев не злопамятен и внимателен к своим коллегам, есть у него и необходимые лидерские качества. Но здесь аналитики просчитались. Не было у Владимира Коноплева амбиций на выдвижение своей кандидатуры в Президенты Республики Беларусь на следующих выборах. Его устраивал тот статус, при котором он имел и власть, и деньги.

Следующей вероятной жертвой президентских аналитиков станет Президент Национальной академии наук Беларуси Михаил Мясникович. Именно он помогал Александру Лукашенко отстраивать президентскую вертикаль в Беларуси. Михаил Мясникович имеет близкие дружеские отношения со многими влиятельными политиками России. Его семейный бизнес тесно переплетен с российским бизнесом. Только одно контролируемое им и премьер-министром Беларуси Сергеем Сидорским предприятие - Белорусский металлургический завод - дает столько доходов, что он может свободно на следующих выборах составить серьезную конкуренцию нынешнему президенту. Его, как и Владимира Коноплева, в этом случае поддержат белорусские и российские олигархи теневого бизнеса. Однако Михаил Мясникович вряд ли посмеет сам участвовать в президентских выборах даже при поддержке России, поскольку имеет личный опыт президентской кампании 2001 года, когда уговорил посла Беларуси в Латвии Михаила Маринича участвовать в выборах. Однако Лукашенко не исключает, что этот влиятельный чиновник может снова начать подготовку к президентской кампании, а поэтому предпримет какие-то действия, чтобы найти ему новое рабочее место, но не в Беларуси.

Никому из ближайшего окружения Президента Беларуси не будет спокойно в этот сложный для государства период. Выговор Виктору Шейману от главы государства – это первый сигнал того, что Александр Лукашенко принял для себя решение постепенного отстранения от власти влиятельных чиновников. В ближайшее время вероятно направление Виктора Шеймана на дипломатическую работу.
Остается еще одна ключевая фигура, которая мешает Александру Лукашенко вести псевдо-диалог с Европой - это министр МВД Республики Беларусь Владимир Наумов. И проблема не в том, что Владимир Наумов находится в списке лиц, подозреваемых в преступлениях против человечности, включая организацию и исполнение насильственных похищений и убийств политических оппонентов Президента страны. Что существенно мешает дипломатической службе Республики Беларусь налаживать контакты с Европейским Союзом, но и его личный низкий рейтинг, среди элиты среднего и высшего звена МВД Республики Беларусь. Именно при его руководстве возникло большое недоверие белорусских граждан к милиции. Клеймом висит на нем причастность к убийству министра МВД Республики Беларусь Юрия Захаренко. При нем белорусские спецслужбы получили в народе название «Эскадроны смерти». На их совести не только пропавшие политики, избиение кандидата в Президенты Республики Беларусь Александра Козулина во время избирательной кампании 2006 года, но также и погибшие граждане во время мирной акции в Минске 25 марта 2006 года. Особо увидел народ истинное лицо Владимира Наумова после опубликования на интернет-сайтах его разговора с бывшим сотрудником СПБТ МВД Республики Беларусь «Алмаз» Игорем Макаром. Министр МВД Республики Беларусь с употреблением грубой нецензурной брани заявляет, что его спецподразделения («эскадроны смерти») подавят любые акции граждан, которые будут направлены против политики Президента Беларуси Александра Лукашенко.

Александр Лукашенко осознает, что необходимо обезопасить себя, как со стороны России, так и со стороны Европы, убрав с политического поля своих теперь уже бывших единомышленников и подготовив новую площадку для молодой команды. И эта команда уже есть. Она себя уже проявляет последние два года. Главным действующим лицом молодой гвардии становится сын президента Республики Беларусь - Виктор Лукашенко. В его команду входят заместители главы Администрации Президента Республики Беларусь Олег Пролесковский и Наталья Петкевич, заместитель Председателя Национального Банка Республики Беларусь Василий Матюшевский, Председатель Белтелерадиокомпании Александр Зимовский, заместитель министра иностранных дел Республики Беларусь Валерий Воронецкий, Председатель Государственного пограничного комитета Республики Беларусь генерал-майор Игорь Рачковский, начальник Управления по борьбе с коррупцией А. Овсянский и ряд других чиновников. Которые пока изредка появляются в средствах массовой информации. Именно с их подачи и началась президентская кампания по устранению старой номенклатуры. Именно эти люди предприняли необходимые действия, чтобы дискредитировать в глазах общественности силовые структуры, и, в частности, КГБ Республики Беларусь.

Однако именно офицеры КГБ на протяжении последних десяти лет вели сложную и опасную работу в борьбе с коррупцией и организованной преступностью в высших эшелонах власти. По-видимому, кому-то наша деятельность не нравилась, поэтому и было принято решение поставить на должность Председателя КГБ Республики Беларусь Юрия Жадобина – близкого человека семьи Лукашенко.
После того, как будут устранены ключевые кадровые офицеры, планируется изменить всю структуру КГБ. Новая структура, по предварительным данным, получит название Департамент безопасности Республики Беларусь. В его состав войдут подразделения КГБ, МВД, Пограничные войска, войска специального назначения. Директором Департамента станет сын Александра Лукашенко - Виктор Лукашенко.

Нас настораживает не то, что мы потеряем свою любимую работу, мы специалисты, и найдем себе применение и в другом месте. Мы уверены, что от прихода к власти молодой гвардии ничего в стране не изменится к лучшему. Беларусь будет все глубже и глубже впадать в экономический кризис, что приведет к нарастанию напряженности в обществе. Начнутся протесты простых людей. И тогда власть пойдет на страшные репрессии против собственного народа, применив всю мощь белорусских спецслужб. Глава государства не понимает, что убрав из Правительства людей, подконтрольных России, он не решает проблемы стабильного сосуществования. И эта напряженность, как мы думаем, придется на весну 2008 года.

Мы, офицеры, не можем спокойно сидеть и наблюдать, что происходит в стране. Здесь живут наши семьи, родственники, друзья. А поэтому если в стране произойдут какие-либо кровавые действия со стороны властей, то в ответе перед нашим будущим поколением будем все мы.

Мы не можем давать советов, как избежать политического и экономического кризиса в стране, мы не политики. Но мы надеемся, что это наше обращение поможет многим политикам, как оппозиционным, так и политикам от власти, осознать свою ответственность за свою дальнейшую пассивность и безответственность за судьбу белорусского народа.

Мы призываем, всех офицеров правоохранительных органов Беларуси отказаться от любого применения насилия, шантажа, запугивания в отношении граждан, которые выступают с протестами в связи с неправомерными действиями главы государства и его чиновничьего аппарата.

Мы призываем вас, саботировать любые незаконные приказы о применении насилия к своему народу. Помните, что рано или поздно за все эти преступные действия придется отвечать по всей строгости Закона Республики Беларусь.

Патриоты Беларуси,
сотрудники Комитета государственной безопасности Республики Беларусь

0

6

Александр ЗАЙЦЕВ

17.07.2007, 22:55 /Naviny.by

Комитете государственной безопасности Беларуси большие перемены. Глава комитета генерал-лейтенант Степан Сухоренко освобожден от должности. По официальной информации, в связи с переводом на другую работу. В другом месте теперь будет трудиться и его первый заместитель генерал-майор Василий Дементей, также освобожденный от занимаемой должности.

Новым председателем КГБ назначен генерал-майор Юрий Жадобин, предыдущее место которого дает повод думать, что отставка Сухоренко — это не банальная кадровая рокировка. До сего дня Жадобин занимал пост начальника Службы безопасности президента.

Версий отставки главного чекиста несколько. Первая, лежащая на поверхности, — это конфликтные взаимоотношения между двумя силовыми структурами — КГБ и МВД. За последние пару лет стороны "обменялись" серией громких арестов, последние из которых были преданы огласке лишь в конце июня. Расследованием уголовного дела в отношении недавно задержанных полковников занялась Генеральная прокуратура.

Если следовать теории продолжавшейся "войны" между КГБ и МВД и предположить, что, учитывая должности ее истинных фигурантов, в дело решил вмешаться лично президент, то отставку Сухоренко можно трактовать и как победу Владимира Наумова. Таким образом, президент дал понять, кто из двух генералов для него более ценен.

По мнению эксперта аналитического центра "Стратегия" Валерия Карбалевича, имевшие место громкие аресты среди чекистов дают повод предположить, что деятельность КГБ начала выходить из-под контроля власти. По недосмотру ли Сухоренко, либо при его осведомленности, но Комитет госбезопасности, судя по последним задержаниям, оказался замешан в неких странных для такой структуры играх с "крышеванием" и коррупцией.

"Для властной модели, в которой должно контролироваться всё и вся, появление таких структур, которые начинают заниматься самодеятельностью, может означать подрыв самой модели", — считает Валерий Карбалевич.

Впрочем, по мнению эксперта, к профильной работе Степана Сухоренко у президента, по большому счету, претензий быть не должно. В отличие от КГБ периода Мацкевича или Ерина, которых Лукашенко частенько критиковал, Комитет госбезопасности при Сухоренко стал более подконтролен и беспрекословно исполнителен. При Сухоренко контроль КГБ над обществом значительно усилился, увеличилось количество превентивных задержаний, а руководитель комитета частенько радовал свое вышестоящее начальство раскрытием очередных громких заговоров. Особенно в период обострения политической борьбы на внутреннем фронте.

Однако, как считает Валерий Карбалевич, это все — внешние, лежащие на поверхности факторы. Не исключено, что у отставки Сухоренко была и другая причина. Лукашенко на этом посту понадобился более преданный и более лояльный человек. С этой точки зрения назначение на пост главы КГБ Юрия Жадобина выглядит вполне логичным. Все же "главный телохранитель" президента по умолчанию даст фору любому в личной преданности главе государства.

Вероятно, президент рассчитывает, что новое руководство Комитета госбезопасности устранит недочеты и перекосы, возникшие в КГБ при Сухоренко. По крайней мере, Юрий Жадобин уже получил от президента первое поручение — в кратчайшие сроки внести главе государства предложения о кадровом укреплении Комитета госбезопасности.

0


Вы здесь » Белорусский Свободный Форум » Политические вопросы » Характерная особенность белорусских спецслужб