22 июня в Конституционный Суд Республики Беларусь было направлено обращение, подготовленное участниками Белорусский Свободный Форум и практикующими юристами, которые давали консультации по вопросам законодательной базы и связанных законами полномочий Главы государства.
В Конституционный Суд Республики Беларусь
О коллизии и правовой неопределенности между Указом Президента № 431 от 7 сентября 2004 г "О назначении республиканского референдума", решениями референдумов 1996 и 2004 г.г., разделами І, ІІ, ІV, VІІІ Конституции и другими законодательными актами Республики Беларусь
О Б Р А Щ Е Н И Е
Пользуясь своим правом сделать обращение, в соответствии с частью первой статьи 158 Закона "О конституционном судопроизводстве", и возможностью представить информацию о наличии в нормативных правовых актах Республики Беларусь пробелов, коллизий и правовой неопределенности с тем, что соответствующие недостатки в законодательстве влекут истолкование и применение, которое нарушает конституционные права и препятствует обеспечению гарантий их реализации, прошу зарегистрировать мое электронное обращение в Конституционном Суде, уведомив по адресу электронной почты о принятом решении производства по делу об исключении в нормативных правовых актах коллизии и правовой неопределенности.
I.
На сайте Президента Республики Беларусь http://president.gov.by/ru/constitution_ru/ написано, что действующая Конституция Республики Беларусь 1994 года является главным, основным законом государства. На ее основе формируется вся система текущего законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов.
В соответствии с Конституцией действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения определены в разделе VIII Основного Закона. В статье 137 записано, что Конституция обладает высшей юридической силой. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.В случае расхождения закона, декрета или указа с Конституцией действует Конституция. Из статьи 138 следует, что вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривается палатами Парламента по инициативе Президента или не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом. В статье 140 закреплено положение о том, что Закон об изменении и дополнении Конституции может быть принят после двух обсуждений и одобрений Парламентом с промежутком не менее трех месяцев. В статье 140 изложено положение о том, что Конституция, законы о внесении в нее изменений и дополнений, о введении в действие указанных законов, акты о толковании Конституции считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от полного состава каждой из палат Парламента. Изменения и дополнения Конституции могут быть проведены через референдум. Решение об изменении и дополнении Конституции путем референдума считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования. Разделы І, ІІ, ІV, VІІІ Конституции могут быть изменены только путем референдума.
Вопросы проведения референдума закрепляет третий раздел Конституции, где в главе 2 статье 77 установлено, что решения, принятые референдумом, могут быть отменены или изменены только путем референдума, если иное не будет определено референдумом, а в главе 2 статье 78 говорится, что проведения республиканских и местных референдумов, а также перечень вопросов, которые не могут быть вынесены на референдум, определяются законом Республики Беларусь. Законом Республики Беларусь, который регулирует отношения при подготовке и проведении референдума (народного голосования) и устанавливает гарантии, обеспечивающие свободное волеизъявление граждан Республики Беларусь является Кодекс Республики Беларусь от 11 февраля 2000 г. №370-З. Согласно пункта 4 статьи 26 о юридической силе правовых актов Закона " О правовых актах Республики Беларусь" - Кодексы имеют большую юридическую силу по отношению к другим законам (кроме Конституции Республики Беларусь, законов о внесении изменений в Конституцию Республики Беларусь, о введении в действие законов о внесении изменений в Конституцию Республики Беларусь, о толковании Конституции Республики Беларусь, программных законов), если иное не установлено кодексами или кодексом предусмотрено принятие специального закона по соответствующим вопросам. Статья 112 Избирательного Кодекса в части 3, 5 гласит, что на республиканский референдум не могут выноситься вопросы связанные с избранием и освобождением Президента Республики Беларусь.
В связи с тем, что Указ от 7 сентября 2004 г. №431 "О назначении республиканского референдума" не имеет акта о толковании Конституции и других законов на основании инициированных Президентом изменений в 81 статью Конституции о сроках полномочий Президента, а заявление первого Президента по случаю назначения референдума от 7 октября 2004 имеет двусмысленный вывод о том, что "Лукашенко вероломно, в нарушение Конституции захватывает власть и до конца своей жизни хочет быть Президентом", законным образом возникает правовая неопределенность с принятым указом, который противоречит целому ряду законов и создает коллизию в нормативно правовых актах.
Обращение Президента к нации о проведении референдума 2004 года не дает ясности в необходимости изменения сроков полномочий для первого Президента Лукашенко А.Г, и не соответствует целому ряду законов, в частности Закону Республики Беларусь от 13 января 1995 г. №3515-XII "О печати и других средствах массовой информации" который обеспечивает реализацию конституционного права граждан Республики Беларусь на свободу слова, регулирует общественные отношения, возникающие при создании и функционировании печати и других средств массовой информации, распространении их продукции, а также определяет права и обязанности субъектов средств массовой информации. Статья 32 данного закона гласит , что граждане Республики Беларусь имеют право на своевременное, оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов. Однако, определенной ясности и прозрачности намерений первого Президента при подготовке вопросов для проведении референдума 2004 года в СМИ отмечено не было.
Законом, который определяет перечень вопросов, которые не могут быть вынесены на референдум, согласно статьи 78 Конституции, является Закон Республики Беларусь от 21.02.1995 № 3602-XII "О Президенте Республики Беларусь", где в абзаце 2 статьи 29 прописано, что не допускается делегирование полномочий Президенту на издание декретов, предусматривающих изменение и дополнение Конституции, ее толкование, изменение порядка выборов Президента и Парламента Республики Беларусь, ограничение конституционных прав и свобод граждан. Закон о делегировании законодательных полномочий Президенту не может разрешать ему изменение этого закона, а также предоставлять право принимать нормы, имеющие обратную силу.
II.
Исходя из действующего законодательства, первый Президент не имел законных полномочий и основания для того, чтобы своим указом выносить на референдум 2004 года вопрос о персональном статусе и правах Лукашенко А.Г. в качестве кандидата в Президенты, и делать изменения положений, предложенных на референдуме 1996 года, так как это противоречит Конституции и целому ряду законов, принятых на ее основании .
Данный вывод подтверждается следующими обстоятельствами. Часть 3 статьи 124 Избирательного Кодекса (юридическая сила решения, принятого референдумом) предписывает: “Если для выполнения решения, принятого референдумом, требуется издание какого-либо правового акта, он должен быть принят в течение пяти месяцев со дня вступления в силу решения, принятого референдумом”. По результатам референдума 2004 года изменена редакция части 1 статьи 81 Конституции. В течение указанного срока какого-либо нормативного акта о внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь “О Президенте Республики Беларусь” или другие законы не принималось. До сих пор в Избирательном Кодексе существует часть абзаца статьи Статья 112, который запрещает выносить на референдум вопросы связанные с избранием и освобождением Президента Республики Беларусь.
Аналогичная правовая норма была в Законе Республики Беларусь от 10 января 2000 года №361-З "О нормативных правовых актах Республики Беларусь", где в абзаце 3 статьи 14 записано, что не допускается делегирование полномочий Президенту Республики Беларусь на издание декретов, предусматривающих изменение и дополнение Конституции Республики Беларусь, ее толкование; изменение и дополнение программных законов; утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении; изменение порядка выборов Президента и Парламента; ограничение конституционных прав и свобод граждан. Закон о делегировании законодательных полномочий Президенту Республики Беларусь не может разрешать ему изменение этого закона, а также предоставлять право принимать нормы, имеющие обратную силу.
Указом Президента Республики Беларусь № 431 от 07.09.2004 г. на 17 октября 2004 года был назначен республиканский референдум в соответствии с пунктом 1 статьи 84 Конституции Республики. Назначение референдума на 17 октября, спустя месяц после издания Указа №431 является спорным. Согласно части 3 статьи 74 Конституции “дата проведения референдума устанавливается не позднее трех месяцев со дня издания указа Президента о назначении референдума”.
Согласно части 2 Указа №431 на республиканский референдум для голосования Президентом выносился следующий вопрос: "Разрешаете ли Вы первому Президенту Республики Беларусь Лукашенко А.Г. участвовать в качестве кандидата в Президенты Республики Беларусь в выборах Президента и принимаете ли часть первую статьи 81 Конституции Республики Беларусь в следующей редакции: "Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании"?" , который стилистически был прописан с двойным содержанием и смыслом, но предусматривал один вариант ответа, либо "да", либо "нет". Такая двусмысленная формулировка вопроса не соответствует части 5 статьи 114 Избирательного Кодекса, согласно которой вносимый на республиканский референдум вопрос (проект решения) должен быть сформулирован четко и ясно с тем, чтобы на него возможен был однозначный ответ.
Инициатива Президента о вынесении на референдум персонального интереса Лукашенко А.Г. и его права, как гражданина и, как Президента участвовать в качестве кандидата в выборах Президента не закреплена ни в одном из законодательных актов Республики Беларусь, который предоставляет исключительные права для одного человека обсуждать его право путем референдума. В ст 112 Избирательного Кодека записано, что на референдум могут выносится важнейшие вопросы государственной и общественной жизни Республики Беларусь и не могут выноситься вопросы связанные с избранием и освобождением Президента Республики Беларусь.
В статье 124 Избирательного кодекса так же сказано, что юридическая сила решения, принятого референдумом, может быть отменена или изменена только путем референдума, если иное не будет определено референдумом. Частью 3 Указа №431 Президент внес поправку в Конституцию вопреки Решению референдума 1996 года и дал предписание для изменения решения, которое было принято на референдуме 1996 года в части первой статьи 81 Конституции Республики Беларусь, где статья 81 предусматривала, что " Одно и то же лицо может быть Президентом не более двух сроков."
Вопрос о том, чтобы «Принять Конституцию Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями (новая редакция Конституции Республики Беларусь), предложенную Президентом Республики Беларусь А. Г. Лукашенко» на референдуме 2004 года в его обращении к нации и Указе №431 от 7 сентября 2004 года не ставился, и в том виде, в котором он выносился на референдуме 1996 года, и должен был рассматриваться на референдуме 2004 от 17 октября для изменения Конституции - не выносился!
В силу действия статьи 77 Конституции "Решения, принятые референдумом, могут быть отменены или изменены только путем референдума, если иное не будет определено референдумом." В следствие чего возникает противоречие в вопросе , который был вынесен на референдум 2004 года, но не отменял решения , которое было принято на референдуме 1996 о том, что "Одно и то же лицо может быть Президентом не более двух сроков." Более того, ни каких веских причин для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни для разрешения путем референдума в стране не было. Предложений Палаты представителей и Совета Республики, либо предложений не менее 450 тысяч граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тысяч граждан от каждой из областей и города Минска на выдвижение первого Президента Лукашенко А.Г. в качестве кандидата на выборах Президента и на проведение референдума не поступало.
В законодательстве Республики Беларусь утверждается, что основные принципы нормотворческой деятельности осуществляется на принципах конституционности. Общими требованиями, предъявляемыми к нормативным правовым актам, является согласованность нормативного правового акта с другими нормативными правовыми актами. В случае расхождения закона, декрета, указа или иного нормативного правового акта с Конституцией Республики Беларусь действует Конституция Республики Беларусь. Кодексы имеют большую юридическую силу по отношению к другим законам.
В Законе "О правовых актах Республики Беларусь" части 3 статьи 2 записано: Нормативный правовой акт – официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции нормотворческого органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, направленный на установление, изменение или прекращение действия норм права.
Согласно части 1 статьи 14 Закона "О правовых актах Республики Беларусь" следует, что решение , принятое республиканским референдумом, – правовой акт, направленный на решение важнейших вопросов государственной и общественной жизни Республики Беларусь. Решения референдума не являются нормативным актом. В части 4 статьи 14 закона записано, что порядок принятия решений референдумом, в том числе вопросы, выносимые на референдум, определяются Избирательным кодексом Республики Беларусь.
Согласно абзаца 3 части 2 статьи 16 закона "О правовых актах Республики Беларусь" порядок делегирования Президенту Республики Беларусь законодательных полномочий на издание декретов Палатой представителей и Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь, а также издания временных декретов определяется Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 21 февраля 1995 года «О Президенте Республики Беларусь» и Законом Республики Беларусь «О Национальном собрании Республики Беларусь».
Согласно абзаца 1 статьи 68 «О Национальном собрании Республики Беларусь» закон о внесении изменений и (или) дополнений в Конституцию Республики Беларусь, за исключением разделов I, II, IV, VIII, может быть принят после двух обсуждений и одобрений Национальным собранием с промежутком не менее трех месяцев. Согласно абзаца 2 статьи 68 того же закона разделы I, II, IV, VIII Конституции Республики Беларусь могут быть изменены только путем республиканского референдума. Положение о проведении референдума и вопросы , которые могут на нем выноситься определяет Избирательный Кодекс и глава 2 раздел 3 Конституции Республики Беларусь.
Согласно части 1 статьи 13 закона "О правовых актах Республики Беларусь": Конституция Республики Беларусь - Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений. Указ Президента Республики Беларусь - нормативный правовой акт Главы государства, издаваемый в целях реализации его полномочий. В силу требований статьи 67 данного Закона в случае коллизии между нормативными правовыми актами субъекты правоотношений обязаны руководствоваться нормой акта, обладающего более высокой юридической силой. Таким образом, коллизия преодолевается в правоприменительной практике путем использования правила определения акта, обладающего большей юридической силой.
При анализе соответствующих норм Избирательного Кодекса и иных законодательных актов Республики Беларусь, а также при формулировке своих выводов хочу сослаться на то, что данная ситуация противоречит положениям, которые закреплены в статье 22 Конституции , где сказано, что все равны перед законом и имеют право на равную защиту без какой бы то ни было дискриминации своих прав и законных интересов и, в тоже время, коллизии между нормативными правовыми актами дают исключительное превосходство интересам одного человека, первого Президента, в ущерб интересам других граждан.
III.
В соответствии со статьей 1 Конституции Республика Беларусь является правовым государством, в котором устанавливается принцип верховенства права (часть первая статьи 7 Конституции). В Послании Конституционного Суда "О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2008 году", говорится , что законотворческая деятельность должна основываться на принципе правовой определенности, который предполагает ясность, точность, непротиворечивость, логическую согласованность правовых норм.
В соответствии с изложением обращения следует, что проект закона о внесении изменений и (или) дополнений в Конституцию Республики Беларусь в соответствии с полномочиями Палаты представителей и Совета Республики с соблюдением требований, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь о внесении изменений и (или) дополнений в Конституцию Республики Беларусь, в канун назначения референдума 2004 года Президентом не выносились. Изменения в части Конституции Национальным собранием Республики Беларусь в раздел III (Избирательная система. Глава 2. Референдум) статья 77 Конституции о решениях, принятых референдумом, которые могут быть отменены или изменены только путем референдума, если иное не будет определено референдумом и статьей 78 Конституции о порядке проведения республиканских и местных референдумов, а также перечень вопросов, которые не могут быть вынесены на референдум, и определяются законом Республики Беларусь Национальным собранием - не проводились.
После принятия Указа №431 от 7 сентября 2004 г "О назначении республиканского референдума" и введения его в действие, через шесть месяцев после официального опубликования, соответствующие изменения и дополнения в иные акты законодательства не были своевременно внесены. Применительно к рассматриваемому вопросу "О назначении республиканского референдума" изменения в Избирательный Кодекс Республики Беларусь не внесены до настоящего времени. Следствием этого является коллизия правовых норм, которая приводит к неоднозначному пониманию и неправомерному применению на практике различных законов, что является недопустимым в условиях правового государства и дает право считать Указа №431 недействительным.
На основании изложенного, руководствуясь частью первой статьи 60 Конституции Республики Беларусь, статьями 158, 159, 160 Закона о Конституционном судопроизводстве ,
ПРОШУ
возбудить производство по делу об устранении в нормативных правовых актах пробелов, исключения в них коллизий и правовой неопределенности и вынести определение на основании данного обращения содержащего информацию о правовом не соответствии Указа № 431, решений референдумов 1996 года и 2004 года, соответствия разделов І, ІІ, ІV, VІІІ Конституции и законодательных актов.
Тамара Ковальчук
22 июня 2015